г. Казань |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А12-25317/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Арукаевой И.В., Филимонова С.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2014 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-25317/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Камышинского района Волгоградской области (ИНН 3410003353, ОГРН 1023404974207) о внесении изменений в договор, третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Камышинского района Волгоградской области (далее - Предприятие, ответчик) о внесении изменений:
- в договор поставки газа от 12.10.2012 N 09-5-27019/13Б, заключенный между истцом и ответчиком, на условиях, изложенных в дополнительном соглашении, дополнив договор пунктами следующего содержания:
"1. В случае принятия поставщиком решения об ограничении (прекращении) поставки газа на основании статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, поставщик направляет покупателю письменное уведомление об ограничении (прекращении) поставки газа, в котором указывается на изменение настоящего договора в части уменьшения договорных объемов поставки/потребления газа на период ограничения (прекращения) поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа с начала действия договора. Письменное уведомление направляется покупателю по почте либо нарочно с проставлением покупателем отметки о получении, либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения Покупателем уведомления.
2. Обязательство поставщика поставлять газ и обязательство покупателя принимать газ в объеме, указанном в письменном уведомлении поставщика, действует до момента полной оплаты покупателем просроченной задолженности по настоящему договору. В случае погашения задолженности по оплате поставленного газа, снабженческо-сбытовых услуг, услуг по транспортировке газа и специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям в полном объеме, поставка газа осуществляется в объемах, определяемых в соответствии с договором (без учета настоящего дополнительного соглашения).
3. Стороны договорились о том, что выборка покупателем газа в объеме, превышающем объем, установленный в письменном уведомлении поставщика, свидетельствует о поставке покупателем тепловой энергии потребителям, несвоевременно оплачивающим потребленную тепловую энергию (далее - "недобросовестные потребители"). В этом случае поставщик имеет право прекратить поставку газа в день, когда покупатель до истечения календарного месяца поставки полностью выберет объем газа, указанный в уведомлении (а в случае изменения объемов не с первого числа месяца - за период с начала изменения). При этом поставщик не менее чем за одни сутки обязан сообщить покупателю день и время прекращения подачи газа. Ответственность за недопоставку тепловой энергии добросовестным потребителям полностью возлагается на покупателя в связи с тем, что последним объем газа, предназначенный для выработки тепловой энергии добросовестным потребителям, использовался для выработки тепловой энергии недобросовестным потребителям. Поставка газа в объеме, установленном в письменном уведомлении поставщика, возобновляется с начала следующего месяца. Поставка газа в объеме, определенном договором, восстанавливается при наступлении условий, указанных в пункте 2 настоящего соглашения".
- в договор поставки газа от 27.05.2013 N 09-5-31982/13Б, заключенный между истцом и ответчиком, на условиях, изложенных в дополнительном соглашении, дополнив договор пунктами следующего содержания:
"1. В случае принятия поставщиком решения об ограничении (прекращении) поставки газа на основании статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, поставщик направляет покупателю письменное уведомление об ограничении (прекращении) поставки газа, в котором указывается на изменение настоящего договора в части уменьшения договорных объемов поставки/потребления газа на период ограничения (прекращения) поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа с начала действия договора. Письменное уведомление направляется покупателю по почте либо нарочно с проставлением покупателем отметки о получении, либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения покупателем уведомления.
2. Обязательство поставщика поставлять газ и обязательство покупателя принимать газ в объеме, указанном в письменном уведомлении поставщика, действует до момента полной оплаты покупателем просроченной задолженности по настоящему договору. В случае погашения задолженности по оплате поставленного газа, снабженческо-сбытовых услуг, услуг по транспортировке газа и специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям в полном объеме, поставка газа осуществляется в объемах, определяемых в соответствии с договором (без учета настоящего дополнительного соглашения).
3. Стороны договорились о том, что выборка покупателем газа в объеме, превышающем объем, установленный в письменном уведомлении поставщика, свидетельствует о поставке покупателем тепловой энергии потребителям, несвоевременно оплачивающим потребленную тепловую энергию (далее - "недобросовестные потребители"). В этом случае, поставщик имеет право прекратить поставку газа в день, когда покупатель до истечения календарного месяца поставки полностью выберет объем газа, указанный в уведомлении (а в случае изменения объемов не с первого числа месяца - за период с начала изменения). При этом поставщик не менее чем за одни сутки обязан сообщить покупателю день и время прекращения подачи газа. Ответственность за недопоставку тепловой энергии добросовестным потребителям полностью возлагается на покупателя в связи с тем, что последним объем газа, предназначенный для выработки тепловой энергии добросовестным потребителям, использовался для выработки тепловой энергии недобросовестным потребителям. Поставка газа в объеме, установленном в письменном уведомлении поставщика, возобновляется с начала следующего месяца. Поставка газа в объеме, определенном договором, восстанавливается при наступлении условий, указанных в пункте 2 настоящего соглашения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований, считая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. Истец полагает, что судами не учтена неоднократность нарушения ответчиком сроков оплаты поданного природного газа.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, между Обществом (Поставщик) и Предприятием (Покупатель) заключены договоры поставки газа от 12.10.2012 N 09-5-27019/13Б (в редакции дополнительных соглашений от 18.04.2013 и от 21.11.2013) и от 27.05.2013 N 09-5-31982/13Б (в редакции дополнительных соглашений от 13.11.2013 и от 21.11.2013), по условиям которых Общество обязуется поставлять природный газ, а Предприятие - принимать и оплачивать его.
15.05.2014 истец направил ответчику оформленные со своей стороны дополнительные соглашения о внесении изменений в указанные договоры поставки газа в части определения объемов и сроков поставки газа на период ограничения/прекращения поставки газа в связи с наличием задолженности ответчика за поставленный газ. Однако данные соглашения ответчиком не были подписаны.
Истец, сославшись на существенные нарушения ответчиком условий названных договоров по оплате поставленного природного газа, наличие у него по состоянию на 14.07.2014 задолженности в сумме 23 181 637,24 руб. и неисполнение им судебных актов о взыскании задолженности, указав на особый механизм защиты прав и законных интересов поставщика природного газа, реализующийся в условиях ненадлежащего исполнения контрагентами обязательств по оплате отобранного природного газа, ссылаясь на статью 328, пункт 3 статьи 452, пункт 5 статьи 486, статьи 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 25 Федерального закона от 31.03.1991 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункт 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок прекращения или ограничения подачи газа), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что образовавшаяся у Предприятия задолженность не относится к категории ущерба, определенного положениями пункта 2 статьи 450 ГК РФ, ввиду того, что истец не лишен возможности требовать оплаты долга, а также процентов в порядке статьи 395 ГК РФ, в том числе путем принудительного исполнения. Кроме того, судами установлено, что условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 451 ГК РФ для изменения договора, также отсутствуют.
Согласно предложенной истцом редакции дополнительных соглашений, определенный таким образом объем газа поставляется покупателю для обеспечения подачи топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам последнего, превышение же покупателем установленного в письменном уведомлении поставщика объема поставки, квалифицируется как потребление газа для поставки тепловой энергии недобросовестным потребителям, что влечет право истца в одностороннем порядке прекратить поставку газа.
Как установили суды из материалов дела, ответчик является коммунальным оператором, осуществляющим теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей, в том числе социальных объектов, школ, медицинских учреждений детских садов, многоквартирных домов.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, положения пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа направлены на обеспечение подачи добросовестным абонентам ресурсоснабжающих организаций топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах и надлежащего качества.
Между тем, как правильно отметили суды, материалы дела не содержат доказательств технологической возможности обеспечения Предприятием поставки теплоносителя только добросовестным потребителям коммунальных услуг либо возможности отключения или ограничения поставки теплоносителя только в отношении недобросовестных потребителей, среди которых имеются и проживающие в многоквартирных домах.
Кроме того, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также приложению N 1 к ним предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно и непрерывно в течение всего отопительного периода с установленным качеством.
Следовательно, снижение поставок газа в порядке, предложенном истцом, может повлечь как снижение качества оказания соответствующих коммунальных услуг для потребителей, в том числе добросовестных, так и прекращение поставки им коммунального ресурса, в связи с чем фактическое превышение потребления установленного истцом объема газа не может считаться его потреблением для поставки тепловой энергии недобросовестным потребителям.
Поэтому суды правомерно посчитали, что заявленная истцом редакция изменений договора противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу решения и постановления, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А12-25317/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, положения пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа направлены на обеспечение подачи добросовестным абонентам ресурсоснабжающих организаций топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах и надлежащего качества.
Между тем, как правильно отметили суды, материалы дела не содержат доказательств технологической возможности обеспечения Предприятием поставки теплоносителя только добросовестным потребителям коммунальных услуг либо возможности отключения или ограничения поставки теплоносителя только в отношении недобросовестных потребителей, среди которых имеются и проживающие в многоквартирных домах.
Кроме того, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также приложению N 1 к ним предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно и непрерывно в течение всего отопительного периода с установленным качеством."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. N Ф06-24246/15 по делу N А12-25317/2014