г. Казань |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А55-26312/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФССП России по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-26312/2014
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Алиевой Л.Н., г. Самара, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФССП России по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью фирмы "ДЕКОРТ" (ИНН 6319042623, ОГРН 1026301709818), Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области Алиевой Л.Н. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 17.10.2014 о возбуждении исполнительного производства N 12579/14/63045-ИП; о прекращении исполнительного производства N 12579/14/63045-ИП.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Межрайонный Отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью фирма "ДЕКОРТ" и Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение суда первой инстанции отменено, постановление судебного пристава-исполнителя АлиевойЛ.Н. от 17.10.2014 о возбуждении в отношении Министерства имущественных отношений Самарской области исполнительного производства N 12579/14/63045-ИП признано незаконным.
Производство в части требования Министерства имущественных отношений Самарской области о прекращении исполнительного производства N 12579/14/63045-ИП прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, УФССП России по Самарской области просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
До рассмотрения кассационной жалобы УФССП России по Самарской области обратилось с ходатайством, о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А55-16209/2013 с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью фирмы "ДЕКОРТ" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 1178,80 руб. Арбитражный суд Самарской области 31.03.2014 выдал исполнительный лист серии АС N 006266599.
На основании исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынесла постановление от 17.10.2014 о возбуждении в отношении Министерства имущественных отношений Самарской области исполнительного производства N 12579/14/63045-ИП.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства имущественных отношений Самарской области в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из общих принципов исполнительного производства.
Однако суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, является мерой принудительного исполнения.
Суд установил, что должником выступает Министерство имущественных отношений Самарской области, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта и в соответствии с главой 24.1 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных этим кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней определен в Методических рекомендациях по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом ФССП РФ от 15.05.2009 N 195 (далее - Методические рекомендации N 195), в пункте 2.1 которых указано, что в случае предъявления взыскателем исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и БК РФ.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя нарушает права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области (взыскание долга с расчетного, а не лицевого счета должника - получателя бюджетных средств; возможно взыскание исполнительского сбора), в связи с чем правомерно удовлетворил заявление о признания постановления незаконным.
При вынесении обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводам заявителя кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А55-26312/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней определен в Методических рекомендациях по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом ФССП РФ от 15.05.2009 N 195 (далее - Методические рекомендации N 195), в пункте 2.1 которых указано, что в случае предъявления взыскателем исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2015 г. N Ф06-24930/15 по делу N А55-26312/2014