г. Казань |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А55-6688/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области - Тимохановой Е.Г., доверенность от 09.09.2014,
Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области - Ивановой Т.В., доверенность от 15.09.2014,
Правительства Самарской области - Первушиной Н.И., доверенность от 31.12.2014,
Министерства управления финансами Самарской области - Первушиной Н.И., доверенность от 30.12.2014,
в отсутствие:
заявителя - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарский электромеханический завод"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-6688/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский электромеханический завод", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области, г. Самара, Управлению Федеральной налоговой службы России по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Правительства Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, о признании незаконными требования, решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарский электромеханический завод" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО "Самарский электромеханический завод") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС N 18 по Самарской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление), с привлечением в качестве третьих лиц - Правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области, о признании незаконным требования инспекции N 27386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.12.2013, и решения Управления от 18.03.2014 об отказе в удовлетворении жалобы общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Самарский электромеханический завод" о признании незаконным требования инспекции N 27386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.12.2013, и решения Управления от 18.03.2014 об отказе в удовлетворении жалобы общества, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление общества о признании незаконным требования инспекции N 27386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.12.2013, и решения Управления от 18.03.2014 об отказе в удовлетворении жалобы общества.
Представитель инспекции в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Управления в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на них, заслушав явившихся в судебное заедание представителей инспекции, управления и третьих лиц, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес общества было выставлено требование N 27386 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в соответствии с которым по состоянию на 23.12.2013 обществу предложено в срок до 20.01.2014 уплатить пени по различным налогам в сумме 7 857 483,22 руб., а также штраф в размере 32 884,87 руб.
Решением Управления от 18.03.2014 N 20-14/06607 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Считая требование и решение незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Судами установлено, что распоряжением от 27.06.2011 N 257-р Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области приватизировано ФГУП "СЭМЗ" путем преобразования в ОАО "СЭМЗ", которое является полным правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод".
23.10.2007 в министерство поступило заявление общества от 18.10.2007 N 1093 о рассмотрении вопроса о проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам в областной бюджет.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.04.2008 N 119 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод" задолженность ФГУП "СЭМЗ" (далее - постановление N 119) по обязательным платежам, подлежащим зачислению в областной бюджет (за исключением задолженности по НДФЛ) в сумме 32 987,2 руб., задолженность по налоговым платежам, подлежащим зачислению в областной бюджет в сумме 10 845,6 руб. и задолженность по подлежащим зачислению в областной бюджет пеням и штрафам, начисленным за нарушение законодательства о налогах и сборах, в сумме 22 141,6 руб. реструктуризирована.
Данное постановление принято в соответствии с Законом Самарской области от 05.10.2007 N 84-ГД "О реструктуризации задолженности стратегических организаций, находящихся на территории Самарской области, по обязательным платежам в областной бюджет" (далее - Закон N 84-ГД) в редакции, действовавшей на момент принятия постановления N 119.
В соответствии со статьей 6 Закона N 84-ГД организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности в случаях неуплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей в областной бюджет, начисляемых в период действия решения о реструктуризации задолженности, в течение 30 дней с момента возникновения обязательства по уплате соответствующего налога, и неуплата сумм задолженности и начисленных процентов в сроки, установленные решением о проведении реструктуризации задолженности.
Как следует из материалов дела, в связи с нарушением обществом графика реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автодорог постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 619 "О признании утратившими право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в областной бюджет федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод" признано утратившим право на реструктуризацию задолженности, а также признано утратившим силу постановление N 119.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно подпунктам 1, 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Довод общества, что оспариваемое требование не соответствует положениям статьи 69 НК РФ, правомерно отклонен судами, поскольку как указано в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в связи с чем требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Таким образом, формальное нарушение требований статьи 69 НК РФ само по себе не влечет признание требования недействительным, содержащиеся в нем сведения должны соответствовать фактически неисполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога и пени
Судами установлено, что совокупностью доказательств, а именно: обращением общества о проведении реструктуризации задолженности, представленным в Правительство Самарской области бухгалтерским балансом, отчетом организации о прибылях и убытках, справкой из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области об образовавшейся на 01.07.2007 задолженности, подтверждено наличие у общества указанной в требовании задолженности, более того, общество добровольно уплачивало налоги по постановлению N 119, не отрицая наличие указанной задолженности.
Как верно указали суды, в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что в постановление N 119 вошли, в том числе, те суммы пеней и штрафов, которые предъявлены обществу к уплате в требовании N 27386 по состоянию на 23.12.2013.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 619 "О признании утратившими право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в областной бюджет федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод" была отменена отсрочка (рассрочка) по обязательным платежам в областной бюджет в оставшейся части, в том числе по суммам пени 7 857 483,22 руб., штрафа 32 884,87 руб., в состав которых включены пени по налогу с продаж в сумме 189 203,37 руб.; пени по отчислениям на ВМСБ, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ, в сумме 8884,31 руб.; штраф по отчислениям на ВМСБ, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ, в сумме 2448,18 руб.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6 896 826,77 руб.; пени по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств в сумме 4738,43 руб.; пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ, в сумме 727 387,24 руб.; штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ, в сумме 30 436,69 руб.; транспортный налог с организаций в сумме 30 443,10 руб.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что суммы задолженности, отраженные в требовании, были включены по заявлению общества в постановление N 119, доказательств, опровергающих указанный вывод, обществом не представлено.
Кроме того, суды верно отметили, что Закон N 84-ГД предусматривает возможность предоставления отсрочки в уплате обязательных платежей исключительно по инициативе самого налогоплательщика.
С учетом вышеизложенного суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о правомерности направления обществу требования от 23.12.2013 N 27386 после отмены права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, а также о соответствии решения Управления действующему законодательству.
Для установления факта соответствия выставленных в оспариваемом требовании сумм фактической налоговой обязанности заявителя, судом апелляционной инстанции у налогового органа был истребован расчет суммы пеней и штрафов, указанных в требовании N 27386, а налоговым органом в подтверждение наличия у общества спорной задолженности были представлены расчеты по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу с владельцев транспортных средств, по транспортному налогу, по налогу на прибыль в бюджет субъектов РФ, по отчислениям на ВМСБ, по налогу с продаж, произведенные на основании данных о задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод".
Согласно указанным расчетам, задолженность общества по пеням по налогу на пользователей автодорог составляет 6 896 826,77 руб., по пеням по налогу с владельцев транспортных средств - 4738,43 руб., по пеням по транспортному налогу - 30 443,10 руб., по пеням по налогу на прибыль в бюджет субъектов РФ - 727 387,24 руб. и штрафу по указанному виду налога - 30 436,69 руб., по пеням по отчислениям на ВМСБ, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ, - 8884,31 руб. и штрафу по указанному виду налога - 2448,18 руб.; по пеням по налогу с продаж - 189 203,37 руб.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обязал стороны произвести совместную сверку расчетов суммы пеней и штрафов, указанных в требовании N 27386 и составить акт с указанием размера каждого из видов налогов, на которые начислены пени и штрафы, основания возникновения задолженности по этим налогам, даты возникновения задолженности, периода начисления пени, количества дней просрочки.
Во исполнение определения налоговым органом представлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам N 27129 по состоянию расчетов на 15.11.2013, а в сопроводительном письме инспекция указывает, что 16.02.2015 ею был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 27129 по состоянию расчетов на 15.11.2013 и вручен обществу, однако последним не представлен.
В ходе судебного заседания обществом представлен в суд акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам, направленный инспекцией в адрес общества, согласно которому по данным инспекции имеется задолженность по пени и штрафам соответствующая той, которая указана в оспариваемом требовании и представленных расчетах пени, а по данным налогоплательщика, указанным в графе 4 акта, задолженность по пени и штрафам по указанным видам налогов отсутствует.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается наличие у налогоплательщика задолженности по пеням и штрафам, которая указана в требовании N 27386 по состоянию на 23.12.2013.
Доводы о том, что в отношении ряда сумм пени, отраженных в графике платежей по реструктуризированной задолженности приняты судебные акты, установившие невозможность взыскания в связи с истечением срока их взыскания, правомерно отклонен судами, ему дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Также правомерно отклонены доводы общества об истечении пресекательного срока взыскания пени и штрафа также в связи с нижеследующим.
Порядок применения пресекательного срока взыскания налога, пени и штрафа изложен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым разъяснено, что принудительно налог не может быть взыскан после истечения сроков, предусмотренных статьями 46 - 48 НК РФ.
Как установлено судами, с общества в бесспорном порядке перечисленные в требовании N 27386 по состоянию на 23.12.2013 налоги, пени и штрафы не взыскивались, налогоплательщик задолженность по указанным налогам, пени и штрафам признавал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что общество, признавая задолженность по налогам, пеням и штрафам, обратилось за изменением срока уплаты указанных налогов, пеней и штрафов и указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем срок уплаты был изменен обществу на иные сроки в соответствии с графиком погашения, являющемся приложением к постановлению N 119.
С учетом вышеизложенного, вопрос об истечении срока на бесспорное взыскание пеней и штрафов, следует исчислять с установленного постановлением N 119 срока уплаты, а поскольку указанные в постановлении N 119 сроки не истекли, то выставленное требование соответствует положениям статьи 70 НК РФ.
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А55-6688/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что общество, признавая задолженность по налогам, пеням и штрафам, обратилось за изменением срока уплаты указанных налогов, пеней и штрафов и указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем срок уплаты был изменен обществу на иные сроки в соответствии с графиком погашения, являющемся приложением к постановлению N 119.
С учетом вышеизложенного, вопрос об истечении срока на бесспорное взыскание пеней и штрафов, следует исчислять с установленного постановлением N 119 срока уплаты, а поскольку указанные в постановлении N 119 сроки не истекли, то выставленное требование соответствует положениям статьи 70 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2015 г. N Ф06-24924/15 по делу N А55-6688/2014