г. Казань |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А55-15332/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Ефимова С.Е. (доверенность от 08.07.2015 N 8),
заинтересованного лица - Ергашева А.Х. (доверенность от 26.12.2014 N 01-08-16/15626), Кругликова А.А. (доверенность от 30.03.2015 N 01-08-10/3933),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской таможни, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 (председательствующий судья - Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-15332/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полиграфическая компания "Европринт", г. Самара (ИНН 6312041099, ОГРН 1026300795069) к Самарской таможне, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилась общество с ограниченной ответственностью "Полиграфическая компания "Европринт" (заявитель, Общество) с заявлением, с учетом уточнений от 12.11.2014, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным решения Самарской таможни (далее ответчик, таможенный орган) от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 и о возложении на ответчика обязанности восстановить режим тарифных преференций путем принятия решения о предоставлении тарифных преференций в отношении товара по декларациям на товары N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652 в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 по делу N А55-15332/2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 оставлено без изменения.
Самарская таможня, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами предыдущих инстанций, Общество 20.12.2013 подало в Самарскую таможню ДТ N 10412060/201213/0018217, с приложением оригиналов сертификатов происхождения формы СТ-2 N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013. По результатам таможенного контроля по ДТ N 10412060/201213/0018217 Самарской таможней 23.01.2014 было вынесено решение N 10412060/10-01-32/0014 о непредоставлении Обществу тарифной преференции в отношении товара, ввезенного по указанной декларации на товары.
30.12.2013 Обществом подана в Самарскую таможню ДТ N 10412060/301213/0018652 с приложением оригиналов сертификатов происхождения формы СТ-2 N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013. По результатам таможенного контроля по ДТN 10412060/301213/0018652 Самарской таможней 21.01.2014 было вынесено решение N 10412060/10-01-32/0016 о непредоставлении Обществу тарифной преференции в отношении товара, ввезенного по указанной декларации на товары.
После получения указанных выше решений Самарской таможни Общество повторно обратилось к продавцу (изготовителю товаров) с просьбой о замене сертификатов о происхождении товара по форме СТ-2, которая была удовлетворена продавцом (изготовителем) товара.
Письмом от 10.02.2014 N 027 Общество направило в Самарскую таможню новые, выданные взамен ранее представленных сертификатов, сертификаты происхождения товаров по форме СТ-2 N N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 и просило таможенный орган восстановить тарифные преференции в отношении товара, указанного в ДТ N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Письмом от 13.02.2014 N 03-03-09/1923 таможенный орган отказал в предоставлении тарифных преференций по указанным таможенным декларациям, так как согласно пункту 7 статьи 9 Правил определения страны происхождения товаров (далее - Правила), утвержденных "Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000" от 22.07.2011 (далее - Протокол), взамен аннулированного сертификата может быть выдан новый, при этом в графу 5 сертификата вносится запись с указанием номера и даты аннулированного сертификата. Сертификату, выданному взамен ранее выданного сертификата присваивается новый регистрационный номер.
Руководствуясь данным письмом таможенного органа, Общество повторно обратилось к продавцу (изготовителю) товаров с просьбой о замене сертификатов о происхождении товара по форме СТ-2, которая была вновь удовлетворена продавцом (изготовителем) товара.
Общество с письмом N 062 от 01.04.2014 представило в Самарскую таможню оригиналы сертификатов происхождения формы СТ-2, взамен ранее выданных сертификатов N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 и просило таможенный орган восстановить тарифные преференции в отношении товара, указанного в ДТ N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Письмом от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 "О направлении информации" Самарская таможня сообщила заявителю о том, что в сертификатах N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 указанная в графе 12 печать не корреспондирует с данными, представленными в таможенный орган и действующими на дату выдачи сертификатов, в связи с чем представленные сертификаты не могут служить основанием для восстановления тарифных преференций в отношении товаров по ТД N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652.
Общество, считая письмо от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 незаконным решением Самарской таможни об отказе в восстановлении тарифных преференций, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования Общества о признании незаконным решения Самарской таможни от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 и о возложении на ответчика обязанности восстановить режим тарифных преференций путем принятия решения о предоставлении тарифных преференций в отношении товара по декларациям на товары N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652 в соответствии с действующим законодательством, правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС, ТК Таможенного союза) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 ТК ТС). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров.
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если: 1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны; 2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях N 1 и 2; 3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами; 4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Обоснованием отказа для восстановления тарифных преференций в отношении товаров по ТД N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652 со стороны Самарской таможни (письмо от 22.04.2014 г. N 03-03-09/4983 "О направлении информации") стало то, что в сертификатах N 11568/C1/57963/2013 от 10.12.2013, N 11568/C1/58181/2013 от 11.12.2013, N 11568/C1/58384/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58432/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58433/2013 от 12.12.2013, N 11568/C1/58608/2013 от 13.12.2013 указанная в графе 12 печать не корреспондирует с данными, представленными в таможенный орган и действующими на дату выдачи сертификатов.
Однако, нормы статьи 12 Правил не содержат указанное требование.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
Подлинность представленного Обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает.
Таможня не представила суду документальные доказательства направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Сербии, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
В соответствии с пунктом 25 раздела V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, (далее Порядок) в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте "1" пункта 2 статьи 63 ТК ТС, применяется (восстанавливается режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного года) со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В соответствии с пунктом 26 названного Порядка с целью восстановления тарифных преференций декларант обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме.
Обществом соблюдены сроки подачи заявления о восстановлении преференциального режима, что таможней не оспаривается.
Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решения в случае восстановления либо непредоставления тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 30 - 31 Порядка. В случае запроса у декларанта (таможенного представителя) документов и сведений, необходимых для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций, решение принимается не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения таможенным органом запрошенных документов и сведений. В случае проведения вышестоящим таможенным органом последующей проверки преференциального сертификата о происхождении товара решение принимается не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения таможней результатов такой проверки либо ответа вышестоящего таможенного органа о необоснованном направлении на последующую проверку такого сертификата при условии, что по результатам проведенной проверки или на основании полученного ответа не требуется направления запроса декларанту (таможенному представителю) о необходимости представления дополнительных документов.
Таким образом, получив письмо Общества от 01.04.2014 N 062 о восстановлении тарифных преференций в отношении товара, указанного в ДТ N 10412060/201213/0018217 и N 10412060/301213/0018652, таможенный орган был обязан не позднее 30 (тридцати) рабочих дней вынести решение о восстановлении тарифных преференций в отношении указанного товара.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали письмо Самарской таможни от 22.04.2014 N 03-03-09/4983 "О направлении информации" недействительным.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по делу N А55-15332/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
...
В соответствии с пунктом 25 раздела V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, (далее Порядок) в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте "1" пункта 2 статьи 63 ТК ТС, применяется (восстанавливается режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного года) со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В соответствии с пунктом 26 названного Порядка с целью восстановления тарифных преференций декларант обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2015 г. N Ф06-25150/15 по делу N А55-15332/2014