г. Казань |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А12-40435/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2015 (судья Кремс Л.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Никтин А.Ю., судьи Антонова О.И., Никольский С.В.)
по делу N А12-40435/2014
по исковому заявлению Крылова Александра Сергеевича к закрытому акционерному обществу "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" (ИНН 3444187074, ОГРН 1113444021162), инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223) о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала, о признании недействительным устава утвержденного решением единственного акционера от 27.06.2013 за N 10, о признании недействительной запись в ЕГРЮЛ от 08.07.2013 и обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратился Крылов Александр Сергеевич (далее - истец) с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" (далее - ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", акционерное общество), инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала, о признании недействительным устава утвержденного решением единственного акционера от 27.06.2013 за N 10, о признании недействительной запись в ЕГРЮЛ от 08.07.2013.
Кроме того, истец просил обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести регистрацию соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2015 по делу N А12-40435/2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, иск удовлетворен.
Признано несостоявшимся увеличение уставного капитала Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" до 1 100 000 руб.
Также признан недействительным Устав ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", утвержденный решением единственного акционера от 27.06.2013 за N 10 и зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц от 08.07.2013 за государственным регистрационным номером 2133443698970.
Также признана недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 08.07.2013 за государственным регистрационным номером 2133443698970 о регистрации новой редакции устава Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и внесения записи о размере уставного капитала.
Кроме того, Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда обязали произвести регистрацию соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", а именно указать в сведениях об уставном капитале юридического лица размер уставного капитала Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.06.2013 единственным акционером ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" - Крыловым Александром Сергеевичем (истцом) было принято решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций (решение от 27.06.2013 N 10).
Согласно принятому решению номинальная стоимость одной акции увеличивается с 1000 руб. до 11 000 руб., уставной капитал ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" увеличивается с 100 000 руб. до 1 100 000 руб. Уставной капитал увеличивается за счет внесения дополнительного вклада (денежных средств) единственным акционером в размере 1 000 000 руб.
Также решением единственного акционера в связи с увеличением уставного капитала поручено утвердить устав ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в новой редакции и провести все необходимые действия по государственной регистрации учредительных документов.
Истец свои обязанности по внесению дополнительного вклада в уставной капитал ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в размере 1 000 000 руб. выполнил.
01.07.2013 ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
08 июля 2013 Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда на основании поданного заявления зарегистрировало за государственным регистрационным номером 2133443698970 новую редакцию устава ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и внесла в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в части указания уставного капитала юридического лица в размере 11 000 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом "Об акционерных обществах", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и пришли к обоснованном выводу, что обжалуемая редакция устава ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и запись, внесенная Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда о размере уставного капитала, являются недействительными по следующим основаниям.
Исходя из содержания статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Исходя из содержания статьи 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения Совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Акцией в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Эмитент в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" признается юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (эмиссия ценных бумаг) определена статьей 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с указанной статьей процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в редакции от 29.12.2012, действовавшей на момент принятия решения об увеличении уставного капитала, государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Таким органом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральной службой по финансовым рынкам утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н).
Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг предусмотрены были порядок и сроки подачи документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг, порядок размещения ценных бумаг и государственной регистрации их выпуска.
Так глава 5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг регламентировала особенности государственной регистрации выпуска акций, размещенных путем конвертации размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, а также особенности их размещения при указанном способе.
Согласно пункту 5.1.1. указанных Стандартов решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций. Таким решением должны быть определены категории (типы) акций, номинальная стоимость которых увеличивается, номинальная стоимость акций каждой такой категории (типа) после увеличения, способ размещения акций - конвертация акций в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, а также могут быть определены иные условия конвертации, включая даты конвертации или порядок ее определения, имущество (собственные средства), за счет которого (которых) осуществляется увеличение уставного капитала акционерного общества, и иные условия конвертации.
Истцом, как единственным акционером акционерного общества, в нарушение указанных выше норм такое решение не принималось.
В соответствии с пунктом 2.3.1. указанных Стандартов решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Согласно п. 2.3.3. указанных Стандартов решение о выпуске ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Таким образом, решение о выпуске акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, должно было быть утверждено единственным акционером ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в срок не позднее 26.12.2013 (шестимесячный срок исчисляется с даты принятия решения об увеличении уставного капитала).
Указанное решение о выпуске ценных бумаг единственным акционером не утверждалось, выпуск ценных бумаг: акций именных обыкновенных в количестве 100 штук с номинальной стоимостью 11 000 руб. каждая в установленном порядке не регистрировался.
Фактически увеличение уставного капитала акционерного общества не осуществлено.
Таким образом, ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" не имело право обращаться в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, с связи с увеличением его уставного капитала.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда не должна была регистрировать указанные изменения в учредительные документы и вносить в единый государственный реестр юридических лиц запись об увеличенном уставном капитале до государственной регистрации акций, их размещения и государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Акционерным обществом представлены на регистрацию изменения в Устав общества, содержащие недостоверную информацию и не в полном объеме.
Исходя из положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, федеральный закон предусматривает не только соблюдение формальных требований к представлению в регистрирующий орган установленного перечня документов, но и соответствие этих документов требованиям закона по их содержанию.
Таким образом, регистрация изменений в учредительные документы ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и включение в единый реестр юридических лиц сведений о новом уставном капитале общества были проведены с нарушением закона.
Такие действия нарушают права истца, как акционера акционерного общества.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
Порядок выплаты акционерным обществом дивидендов устанавливается статьей 42 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.
Исходя из пункта 7.4.4. Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" функции по определению лиц, имеющих право на получение дивидендов, выполняет регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев ценных бумаг акционерного общества.
С 01.10.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с данным законом акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Федерального закона самостоятельно осуществляют ведение реестра акционеров, обязаны в течение года передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК РФ.
ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" на день вступления в силу такого Федерального закона осуществляло ведение реестра акционеров самостоятельно.
Обязанность по передаче ведения реестра акционеров специальному регистратору обществом не исполнена.
Приказом ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг" предусмотрены перечень документов, которые обязан предоставить эмитент реестродержателю.
Согласно пункту 1.3. указанного Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, реестродержатель, принимающий документы и информацию системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, не вправе подписывать акт приема-передачи документов и информации системы ведения реестра и приступать к ведению реестра, если ему не предоставлены все документы, предусмотренные пунктами 2.10.5, 2.10.6, 2.10.8 и 2.10.9 Положения и пунктами 2.10.2 - 2.10.4 Положения в отношении размещенных выпусков ценных бумаг эмитента.
Так как у ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" имеется зарегистрированный устав с увеличенным уставным капиталом, но отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию и размещение акций с увеличенной номинальной стоимостью, реестродержатели могут отказаться от ведения реестра акционеров ЗАО "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий".
Таким образом, из-за регистрации устава с увеличенным уставным капиталом, состоящим из незарегистрированных и неразмещенных акций, истец не может реализовать свое право на получение дивидендов в случае принятие им такого решения.
Судебная коллегия соглашается с изложенным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А12-40435/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.
Исходя из пункта 7.4.4. Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" функции по определению лиц, имеющих право на получение дивидендов, выполняет регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев ценных бумаг акционерного общества.
С 01.10.2013 вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с данным законом акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Федерального закона самостоятельно осуществляют ведение реестра акционеров, обязаны в течение года передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2015 г. N Ф06-25704/15 по делу N А12-40435/2014