г. Казань |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А55-25414/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-25414/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (ОГРН 1066319094456, ИНН 6319126048), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грин трейд" (далее - общество "Грин трейд") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 28.07.2014 N 12-1/1843/14 и об обязании Министерства возобновить рассмотрение заявления Общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0909004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко/ул. Карбышева, площадью 135,00 кв.м, под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания и об обзяании Министерства произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время занят временным объектом, в связи с чем его предоставление возможно только после освобождения от временного объекта. Кроме того, исходя из утвержденной постановлением Главы городского округа Самары от 19.04.2013 N 377 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, в связи с чем основания для предоставления земельного участка отсутствуют.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "К" (далее - общество "К") был заключен договор аренды от 17.11.2009 земельного участка общей площадью 135 кв. м, с кадастровым номером 63:01:09 09 004:532, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко - ул. Карбышева, для использования под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания на срок с 21.03.2008 по 19.03.2013.
Арендные правоотношения между сторонами прекращены 25.05.2014.
Между обществом "К" (продавец) и обществом "Грин трейд" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 07.04.2014, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя здание временного магазина, находящегося на арендуемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко/ул. Карбышева, площадью 135 кв. м.
На заявление общества "Грин трейд" от 16.07.2014 в адрес Министерства о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка под временный магазин-павильон по реализации продуктов питания, письмом от 28.07.2014 N 12-1/1843/14 Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды и в связи с отсутствием данного объекта торговли в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Общество "Грин трейд", ссылаясь на то, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок), в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду без торгов, ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду.
В связи с этим, при отсутствии условий, указанных в пункте 3.1 Порядка, подлежит применению порядок предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11.-2.13 Порядка).
С учетом того, что общество "Грин трейд" просило обязать Министерство произвести все необходимые действия по предоставлению указанного земельного участка в соответствии с пунктами 2.11-2.13 Порядка предоставления земельных участков, предусматривающими процедуру проведения торгов, судебные инстанции правомерно посчитал доводы Министерства о невозможности предоставления земельного участка ввиду отсутствия у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды несоответствующими нормам права.
Ссылку Министерства в кассационной жалобе о возможности предоставления земельного участка только после освобождения земельного участка от временного объекта суд кассационной инстанции находит несостоятельной, поскольку наличие на испрашиваемом земельном участке временного объекта, не является препятствием для проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и, соответственно, не является препятствием для выполнения всех необходимых в связи с этим действий по подготовке к проведению торгов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект общества "Грин трейд" размещен на спорном земельном участке, который предоставлялся в аренду обществу "К" под установку временного магазина ранее, в 2009 году, до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары.
Таким образом, эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Следовательно, наличие либо отсутствие объекта в схеме, утвержденной в 2013 году, не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на спорном земельном участке.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу N А55-25414/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2015 г. N Ф06-26032/15 по делу N А55-25414/2014