г. Казань |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А55-3285/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Тюриной Н.А.,
при участии:
заявителя - Горбачевой И.Ю., доверенность от 12.01.2015,
ответчика - Сомова А.Б., доверенность от 12.01.2015 N 11/01,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-3285/2014
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о признании недействительным акта проверки от 13.11.2013 в части, при участии в деле третьих лиц: Министерства здравоохранения Самарской области, администрации городского округа Самара, Департамента финансов администрации городского округа Самара, Правительства Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" (далее - ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области, госорган) плановой комплексной проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования, национального проекта, программы "Модернизация здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" от 13.11.2013 в части признания использованными не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), направленных на питание больных без определенного мест жительства и иностранных граждан, в части признания использованными не по целевому назначению расходов по медикаментам, использованным для находившихся в стационаре больных без определенного места жительства и иностранных граждан; требования к ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 281002,14 руб., из которых направлено на питание больных "без определенного места жительства" и "иностранных граждан", не являющихся застрахованными лицами (не имеющие полис ОМС) в сумме 62586,99 руб., в том числе: 9 месяцев 2012 года - 32021,35 руб. и 9 месяцев 2013 года - 30565,34 руб., расходы по медикаментам в сумме 218415,15 руб., использованных на лечение больных из средств ОМС "без определенного места жительства" и "иностранных граждан", не являющихся застрахованными лицами; требования у ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" уплатить в бюджет ТФОМС Самарской области штраф за расходование средств на питание и приобретение медикаментов для находившихся в стационаре больных "без определенного места жительства" и "иностранных граждан" в сумме 28100,21 руб., а также о признании недействительным сообщения о результатах рассмотрения возражений заявителя на акт плановой проверки целевого и рационального использования средств ОМС и финансовых средств, направленных на реализацию национального проекта "Здоровье" и программы "Модернизация здравоохранения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Самарской области, администрация городского округа Самара, Департамент финансов администрации городского округа Самара, Правительство Самарской области, Министерство Управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" настаивает на своей позиции, полагая, что выводы судов противоречат положениям части 10 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), предусматривающим возмещение расходов медицинской организации любой формы собственности, оказавшим экстренную медицинскую помощь. Заявитель жалобы также указывает на отсутствие на территории Самарской области порядка возмещения расходов на оказание медицинской помощи в экстренной форме
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС Самарской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, кассационная инстанция установила следующее.
Предметом рассмотрения по настоящему спору являются несогласие ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" с выводами ТФОМС Самарской области об использовании не по целевому назначению средств ОМС, направленных на питание больных без определенного места жительства и иностранных граждан, в части признания использованными не по целевому назначению расходов по медикаментам, использованным для находившихся в стационаре больных без определенного места жительства и иностранных граждан; с требованиями госоргана к ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области использованных не по целевому назначению средств ОМС в размере 281002,14 руб., из которых направлено на питание больных без определенного места жительства и иностранных граждан, не являющихся застрахованными лицами (не имеющие полис ОМС) в сумме 62 586,99 руб., а также с требованиями уплатить в бюджет ТФОМС Самарской области штраф за указанные нарушения в сумме 28100,21 руб.
Факт оказания ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7" экстренной и неотложной помощи подтвержден заявителем представленными в материалы дела доказательствами, и ТФОМС Самарской области не оспаривается, спорным является вопрос об источнике финансирования оказанных медицинских услуг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований заявителя, суды, исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации), Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, сделали вывод о том, что расходы заявителя, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи лицам без определенного места жительства и иностранным гражданам, не могут быть оказаны за счет средств обязательного медицинского страхования.
Суд кассационной инстанции подтверждает правильность выводов, положенных судом в основу принятого по делу судебного акта.
Базовым нормативным актом для сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливающим правовые основы ее регулирования, закрепляющий конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантии и механизмы их реализации, определяющий права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья является Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Помимо Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, законодательство в сфере здоровья включает в себя также Закон об обязательном медицинском страховании, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования.
В пункте 1 статьи 3 Закона об обязательном медицинском страховании дается понятие обязательного медицинского страхования, который подразумевает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Застрахованным лицом является физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 3 данного Закона).
Согласно статье 9 Закона об обязательном медицинском страховании субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Исходя из пункта 7 статьи 14, статьи 37 вышеупомянутого Закона права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об обязательном медицинском страховании по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 39 вышеназванного Закона).
Таким образом, при осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования у страховых медицинских организаций возникают договорные отношения, во-первых, с соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования, во-вторых, с медицинскими организациями в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и оплаты медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Утверждение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи является полномочием Правительства Российской Федерации.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с Разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, определяющим источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрено, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и определяющей права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная).
В соответствии с Разделом IV данной Программы объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074.
В соответствии с разделом 3 "Виды медицинской помощи и затраты на поддержание системы здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней" Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 819, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание скорой медицинской помощи лицам, не относящимся к категории застрахованных по ОМС.
Аналогичные положения содержатся и в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2105 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834.
Анализ указанных положений действующего законодательства позволил суду сделать вывод о том, что расходы заявителя, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи лицам без определенного места жительства и иностранным гражданам не могут осуществляться за счет средств ОМС.
Довод заявителя кассационной жалобы на отсутствие на территории Самарской области порядка возмещения расходов на оказание медицинской помощи в экстренной форме со ссылкой на часть 10 статьи 83 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации рассмотрен судами и ему дана надлежащая оценка, в соответствии с которой данное обстоятельство не позволяет использовать средства ОМС на указанные заявителем цели в связи с тем, что это не соответствует законодательству об обязательном медицинском страховании. Как обоснованно указали суды нижестоящих инстанций, бездействие государственных органов не может служить оправданием нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако, в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А55-3285/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, определяющим источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрено, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
...
В соответствии с Разделом IV данной Программы объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2015 г. N Ф06-24654/15 по делу N А55-3285/2014