г. Казань |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А57-6468/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Шельпякова А.В. (доверенность от 09.12.2014),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-6468/2014
по исковому заявлению по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г.Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) об обязании произвести реконструкцию центральных тепловых пунктов, третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное казённое учреждение "Городской центр механизации ЖКХ", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец, АТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ), открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "ВТГК") об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести: реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 29А) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам; реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами; реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами; реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами; реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами.
До принятия судебного акта по существу заявленного спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец просил обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2, 4, 6 (корпуса 1-5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А), в ходе которой в том числе увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А), в ходе которой в том числе увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 (корпуса NN 1-5) по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 по ул. Уфимцева (корпуса NN 1-5) в г. Саратове, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е), в ходе которой, в том числе, увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов N N 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов N N 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35), в ходе которой в том числе увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов N N 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов N N 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове, в том числе выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А), в ходе которой в том числе увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева) до жилых домов N N 2,4 по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до жилых домов N N 2,4 по ул. Уфимцева в г. Саратове, в том числе выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А57-6468/2014 исковые требования АТСЖ Ленинского района, предъявленные к МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к ОАО "Волжская ТГК" отказано. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ в пользу АТСЖ Ленинского района взысканы судебные расходы в сумме 200 000 рублей, понесенные за проведение судебной экспертизы. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по ЖКХ и администрация МО "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Представитель АТСЖ Ленинского района в судебном заседании присутствовал, возражал против удовлетворения кассационных жалоб, представил письменный отзыв.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца в судебном заседании, коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АТСЖ Ленинского района города Саратова зарегистрирована в качестве юридического лица 17.11.2003 и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005.
АТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная для содействия её членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе ТСЖ "Тархова" (в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова); ТСЖ "Уфимский" (в состав которого входит многоквартирный жилой дом N 6 по ул. Уфимцева (корпуса N 1-N 5); ТСЖ "Молодежный-1" (в состав которого входят многоквартирные жилые дома NN 9, 11 по ул. Батавина); ТСЖ "Батавинский-1" (в состав которого входят многоквартирные жилые дома NN 2, 4, 6 по ул. Батавина и N 31 по ул. Тархова); ТСЖ "5-Микрорайон" (в состав которого входят многоквартирные жилые дома N 10 по ул. Батавина, NN 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская); ТСЖ "Сатурн-1" (в состав которого входят многоквартирные жилые дома NN 2, 4 по ул. Уфимцева).
Многоквартирные жилые дома N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова получают от ОАО "ВолжскаяТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 14, имеющего адресный ориентир: г. Саратов, ул. Тархова, 29А (далее -"ЦТП N 14").
Многоквартирный жилой дом N 6 по ул. Уфимцева, (корпуса N 1-N 5) получает от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 15, имеющего адресный ориентир: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А (далее по тексту - "ЦТП N 15").
Многоквартирные жилые дома N N 9, 11 по ул. Батавина получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 16, имеющего адресный ориентир: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е (далее по тексту - "ЦТП N16").
Многоквартирные жилые дома N N 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская получают от ОАО "ВолжскаяТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 18, имеющего адресный ориентир: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35 (далее по тексту - "ЦТП N 18").
Многоквартирные жилые дома N N 2, 4 по ул. Уфимцева получают от ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 19, имеющего адресный ориентир: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А (далее - "ЦТП N 19").
Письмом ОАО "Волжская ТГК" от 09.02.2012 N 300/385 подтверждено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП NN 14, 15, 16, 18, 19 производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем необходимо провести работы по реконструкции оборудования самих центральных тепловых пунктов и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения.
Однако, все обращения ОАО "Волжская ТГК" оставлены Комитетом по ЖКХ без удовлетворения, что не позволяет обеспечить население, проживающее в вышеперечисленных многоквартирных жилых домах горячей водой в соответствии с требуемыми параметрами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Согласно пункту 3.1 устава целями и задачами АТСЖ Ленинского района г.Саратова являются, в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 устава АТСЖ Ленинского района г. Саратова наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В силу статьи 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Согласно указанным правилам "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20.
На основании имеющихся в деле доказательств судами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от спорных ЦТП производится по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе, насосного оборудования в помещениях центральных тепловых пунктов.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных в исковом заявлении домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора).
Кроме того, согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных в исковом заявлении домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7.04.2009 N 20.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от котельной ЦТП N N 14, 15, 16, 18, 19 в жилые дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена тепло-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Центр судебных экспертиз".
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и составлено заключение от 21.01.2015 со следующими выводами.
По первому вопросу: конструкция наружных сетей горячего водоснабжения, расположенных от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до вводов многоквартирных жилых домов: N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до вводов многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова, NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), не обеспечивая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры, в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
По второму вопросу: температура горячей воды, подаваемая в помещения многоквартирных жилых домов: N N 2, 4, 6 (корпуса 1 - 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове, не соответствует "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, не обеспечивая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры от 60°С до 75°С.
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее обусловлено следующими причинами:
1. Техническими недостатками существующей схемы ГВС и отсутствием необходимого оборудования в ЦТП;
2. Недостатками существующей тупиковой схемы подачи ГВС по внутриквартальным сетям, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора;
3. Локальным отсутствием теплоизоляции внутриквартальных тепловых сетей.
По третьему вопросу: для обеспечения помещения многоквартирных жилых домов: N N 2, 4, 6 (корпуса 1 - 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, необходимо произвести следующие виды работ.
В ЦТП, расположенных по адресным ориентирам: г. Саратов, ул. Тархова, 29А; ул. Уфимцева, 6А; ул. Батавина, 9Е; ул. Тархова, 33/35; ул. Уфимцева, 2А необходимо провести реконструкцию с целью внесения изменений в существующие тупиковые схемы горячего водоснабжение для организации потребления горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, установки необходимого оборудования, в том числе увеличения поверхности нагрева водоподогревателей ГВС для повышения температуры горячей воды на входе из водоподогревателей не менее чем 65°С.
Для этого необходимо разработать и согласовать проект реконструкций центральных тепловых пунктов в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативной документации.
На участках тепловых сетей: от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до вводов многоквартирных жилых домов: N N 10, 12, 12а по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г.Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до вводов многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова, NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове; от центрального теплового пункта по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове необходимо произвести прокладку трубопроводов линии циркуляции, а также восстановить тепловую изоляцию трубопроводов внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения.
Для этого необходимо разработать и согласовать проект реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения для восстановления подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией от ЦТП до жилых домов многоквартирных домов и восстановления тепловой изоляции трубопроводов, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативно-технической документацией.
Объемы, стоимость материалов и работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилых многоквартирных домов, а также самих ЦТП может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации.
Сроки выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей ГВС, а также ЦТП зависят от решений принятых в проекте.
По четвертому вопросу:
При реализации Схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Саратов", утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2012 N 920, а также, для исполнения требований Правил N 354 и СанПиН 2.1.4.2496-09 в целях обеспечения бесперебойным горячим водоснабжением многоквартирных жилых домов NN 10, 12, 12А, 6, 2, 4 по ул. Уфимцева, NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова, NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина, NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратов требуется выполнить реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с прокладкой циркуляционных трубопроводов от ЦТП до многоквартирных жилых домов, для подачи горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией и восстановлением тепловой изоляции трубопроводов внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, а также провести реконструкцию всех ЦТП с целью внесения изменений в существующие тупиковые схемы горячего водоснабжения для организации потребления горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, установки необходимого оборудования, в том числе, увеличение поверхности нагрева водоподогревателей ГВС для повышения температуры горячей воды на выходе из водоподогревателей не менее чем 65°С.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома: N N 2, 4, 6 (корпуса 1 - 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове от ЦТП NN 14, 15, 16, 18, 19 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри ЦТП NN 14, 15, 16, 18, 19.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 АПК РФ означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчики не опровергли изложенные в экспертном заключении выводы, не представили соответствующие доказательства недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Существующая в настоящее время схема горячего водоснабжения в силу своих особенностей и конструктивных недостатков не может обеспечить одновременно всех собственников и нанимателей квартир многоквартирных жилых домов горячей водой, с требуемой нормативами температурой.
В ходе рассмотрения дела было установлено и сторонами не оспаривалось, что котельные ЦТП N N 14, 15, 16, 18, 19 и внутриквартальные сети от них до тепловых вводов спорных жилых домов находятся в собственности МО "Город Саратов", что подтверждается письмами комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" N 04-08/12736 от 17.05.2013 и N 07-09/11375 от 30.04.2014.
В свою очередь 01.01.2006 между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 154 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП NN 14, 15, 16, 18, 19) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N66-636.
Согласно Приложению N 3 к договору N 154 ОАО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от спорных ЦТП и сами ЦТП.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно (пункт 2.2.4 договора).
Из данного договора и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались.
В силу пункта 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной системы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 11, 21, а также самих ЦТП не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Судами установлено, что ОАО "Волжская ТГК" обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение спорных центральных тепловых пунктов для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения.
Обращения ссудополучателя в Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" не были удовлетворены, в связи с чем, заявленные работы не проводились.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь статьями 138, 161 ЖК РФ, Правилами N 354, статьей 695 ГК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Оценив представленные в дело доказательства, и, установив, что спорные объекты теплоэнергетики принадлежат на праве собственности МО "Город Саратов", руководствуясь при этом статьями 215, 210, 125 ГК РФ, статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о Комитете по Жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 3.2.1 названного Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета МО "Город Саратов", суды предыдущих инстанции пришли к правомерному выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ.
Доводы заявителей жалоб о наличии полномочий у истца на предъявление настоящего иска в суд был предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов.
Кроме того, обоснованность предъявления иска именно АТСЖ подтверждается многочисленной судебной практикой по спору между теми же сторонами.
Доводы Комитета по ЖКХ о том, что он не является надлежащим ответчиком, рассматривались судами и с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", признаны необоснованными.
Доводы о пропуске кооперативом срока исковой давности также признаны судами несостоятельными, исходя из положений статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленных судами обстоятельств по делу.
Судом первой инстанции правильно отмечено о недоказанности ответчиком того обстоятельства, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права за пределами срока исковой давности в три года.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2013 по делу N А57-11144/2013.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 306-КГ15-2168 в передаче кассационной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в частности необоснованном взыскании с него в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" расходов по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 руб., судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в силу части 6 статьи 110 АПК РФ неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание стоимость проведенной экспертизы, а также, что указанная сумма не была оплачена участниками процесса в пользу экспертного учреждения, Арбитражный суд Саратовской области правомерно взыскал указанную сумму с ответчика по делу в порядке части 6 статьи 110 АПК РФ.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителей жалоб о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А57-6468/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства, и, установив, что спорные объекты теплоэнергетики принадлежат на праве собственности МО "Город Саратов", руководствуясь при этом статьями 215, 210, 125 ГК РФ, статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о Комитете по Жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 3.2.1 названного Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета МО "Город Саратов", суды предыдущих инстанции пришли к правомерному выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ.
...
Доводы Комитета по ЖКХ о том, что он не является надлежащим ответчиком, рассматривались судами и с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", признаны необоснованными.
Доводы о пропуске кооперативом срока исковой давности также признаны судами несостоятельными, исходя из положений статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленных судами обстоятельств по делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2015 г. N Ф06-26190/15 по делу N А57-6468/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2729/2022
20.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21441/17
23.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2427/17
02.12.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11719/15
30.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26190/15
17.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2444/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6468/14