г. Казань |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А06-5459/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Токарева С.В., доверенность от 30.12.2014 N 211-14,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.09.2014 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-5459/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Юга" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области об оспаривании решения и предписания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная компания Юга" (далее - общество "МРСК Юга", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 08.05.2014 по делу N 36-К-03-14.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "МРСК Юга" просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 08.05.2014 по делу N 36-К-03-14 действия общества "МРСК Юга", совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью общества в Астраханской области, выразившиеся в нарушении порядка составлении акта о безучётном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314, результатом которых явилось ущемление интересов СНТ "Урожай", признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 08.05.2014 об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва акта о безучетном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Судами установлено, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области.
Между открытым акционерным обществом "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и СНТ "Урожай" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 27.11.2013 N 30131.
Пунктом 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442) установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с разделом X Постановления N 442 проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договор оказания услуг оперативно - диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Заявитель 13.02.2014 провел проверку прибора учёта электрической энергии N 009072062010857, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 2-я Виноградная, на предмет выявления потребителем факта безучетного потребления электрической энергии.
По окончании проведения вышеуказанной проверки составлен акт о безучётном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314 и расчёт объема потребленной безучётной электрической энергии.
Согласно названному акту, безучётное потребление СНТ "Урожай" выразилось в несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета путем установления на корпус прибора электросчетчика в районе счетного механизма магнита.
Письмом от 17.04.2014 N АЭ/065/307 общество "МРСК Юга" сообщило, что прибор учёта СНТ "Урожай" установлен в КТП - 374/63 кВА, дверь которой была закрыта на замок. Расстояние между корпусом КТП - 374/63 кВА и дверью позволило специалистам общества рассмотреть на корпусе вышеупомянутого прибора учёта магнит, после чего был вызван участковый Советского РОВД г. Астрахани. В присутствии участкового и ещё одного свидетеля составлен акт о безучётном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314.
Согласно пункту 170 Постановления N 442, в случае, если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
В соответствии с пунктом 192 Постановления N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее трех рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление.
Пунктом 194 Постановления N 442 установлено, что расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Постановления N 442.
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Согласно пункту 170 Постановления N 442, в случае, если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за пять рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
Судами установлено, что акт о безучётном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314 составлен в присутствии незаинтересованных лиц, в отсутствие представителя потребителя, осуществлявшего безучетное потребление. Актом не зафиксирован отказ потребителя от присутствия при составлении акта и от его подписания. Доказательств уведомления представителей СНТ "Урожай" о предстоящей проверке прибора учёта, расположенного в КТП - 374/63 кВА, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено. Соответственно, в нарушение требований Постановления N 442, проверка проведена в отсутствие уполномоченного представителя потребителя. При этом при проведении проверки обществу необходимо было получить допуск к указанному прибору учёта.
Поэтому выводы судов о том, что акт о безучётном потреблении электрической энергии от 13.02.2014 N 002314, составленный в нарушение порядка, указанного в пункте 170 Постановления N 442, не может являться доказательством безучётного потребления электрической энергии, судебная коллегия признает обоснованными.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношении сторон, если они носят гражданско-правовой характер.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции).
С учетом этого, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.
Между обществом "МРСК Юга" и СНТ "Урожай" не существует каких-либо договорных отношений, которые были затронуты антимонопольным органом.
Оспариваемыми ненормативными актами антимонопольный орган не разрешал спор гражданско-правового характера и не указывал на обязанность по уплате задолженности или возмещению убытков.
Довод подателя жалобы о том, что составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии и выставление счета на оплату не является нарушением антимонопольного законодательства не может быть принят судом кассационной инстанции. Составление акта с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством, создало реальную угрозу для нарушения права СНТ "Урожай" на получение электроэнергии, следовательно, повлекло нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А06-5459/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Юга" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная компания Юга" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 18.06.2015 N 4056.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции).
...
Довод подателя жалобы о том, что составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии и выставление счета на оплату не является нарушением антимонопольного законодательства не может быть принят судом кассационной инстанции. Составление акта с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством, создало реальную угрозу для нарушения права СНТ "Урожай" на получение электроэнергии, следовательно, повлекло нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2015 г. N Ф06-26515/15 по делу N А06-5459/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26515/15
19.01.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10926/14
10.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17460/13
04.12.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5459/14
02.09.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5459/14
26.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7375/14