г. Казань |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А55-22198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплёвой М.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2015 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-22198/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ориент-моторс" (ОГРН 1026303954621, ИНН 6382028670) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), с участием в деле третьих лиц: Мэрии городского округа Тольятти, Правительства Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений", Министерства имущественных отношений Самарской области об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ориент-моторс" (далее - ООО "Ориент-моторс", общество, истец) обратилось в суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - Кадастровая палата) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 площадью 5404 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, западнее дома N 89а равной рыночной стоимости 11 484 887 руб.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены мэрия городского округа Тольятти, Правительство Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений", Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кадастровая палата обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь нарушение судами норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, 21.08.2007 между мэрией городского округа Тольятти (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Финансовая компания "Поволжье" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1657, на основании которого арендодатель, в соответствии с постановлением мэра городского округа Тольятти от 02.07.2007 N 1666-1/п, предоставляет во временное владение и пользование (аренду), а арендатор принимает земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 площадью 5404 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, западнее дома N 89а для строительства объектов дорожного сервиса и торговли.
На основании дополнительного соглашения от 17.02.2014 к договору аренды N 1657 общество с ограниченной ответственностью "Ориент-моторс" приобретает права и обязанности арендатора.
Распоряжением Правительства Самарской области от 06.05.2013 N 262-р Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в том числе спорного земельного участка кадастровый номер 63:09:0101180:0038 в размере 48 962 131 руб. 40 коп. по состоянию на 1 января 2013 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038, произведенной обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий" от 21.08.2014 N 2014.08-19/6, подтвержденному экспертным заключением от 09.10.2014 N 1930/10/14, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 11 484 887 руб.
Полагая, что установленная Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права и законные интересы как арендатора земельного участка, ООО "Ориент-моторс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", содержит разъяснения о лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости. К числу лиц, заинтересованных в пересмотре кадастровой стоимости относятся юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Истец вправе обратиться в суд с настоящими требованиями, поскольку в силу пункта 2.2 договора аренды от 21.08.2007 N 1657 размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости занимаемого земельного участка и результатами определения его кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законом. Кадастровая стоимость может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 той же статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с экспертном заключением от 09.10.2014 N 1930/10/14 представленный отчет от 09.10.2014 N 2014.08-19/6 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038, площадью 5404 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, западнее дома N 89а, составляет 11 484 887 руб.
Доказательств недостоверности представленного истцом отчета или иных противоречий ответчик не представил, о назначении экспертизы не ходатайствовал. Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод Кадастровой палаты о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
В соответствии со статьей 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившего в силу 22.07.2014 установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (в редакции изменений от 16.05.2013).
Согласно части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ) вступил в законную силу 22.07.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в законную силу.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в измененной редакции), устанавливающие требования к комиссии, применяются с момента принятия уполномоченным федеральным органом требований к представителям саморегулируемых организаций оценщиков.
Таким образом, основные положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ применяются с 22.07.2014, согласно которым результаты определения кадастровой стоимости заинтересованными лицами могут быть оспорены в суде только в случае отклонении комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в установленные законом сроки.
Для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по данной категории споров (оспаривание результатов определения кадастровой стоимости) с 22.07.2014 установлен обязательный досудебный порядок.
Судом установлено, что истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящими требованиями об установлении кадастровой стоимости на земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:2601001:6854 и 63:09:0101180:0038 равной рыночной стоимости 13.07.2014.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 требование об установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101180:0038 было выделено в отдельное производство.
Поскольку исковые требования были заявлены до вступления в законную силу изменений о применении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, то оснований для применения новой редакции статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и оставления исковых требований без рассмотрения не имеется.
Заявитель жалобы указывает на необходимость прекращения производства по делу, ввиду его подведомственности с 06.08.2014 Самарскому областному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) к подведомственности арбитражных судов были отнесены дела, связанные с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости.
Изменения, направленные на исключение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов, впервые были внесены в части 1 и 5 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ статьей 3 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ) посредством замены слов "арбитражными судами" словом "судами".
Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ установил также родовую подсудность указанных споров, дополнив часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
Согласно статье 16 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ дата вступления названного закона в силу установлена по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и соответствовала дате - 06.08.2014.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ, принятый 21.07.2014, изменив редакцию главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, в статье 24.18 сохранил терминологию статьи 24.19 названного Закона посредством указания на "суд" как юрисдикционный по рассмотрению названных выше споров. Данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 22.07.2014.
Вместе с тем, поскольку норма, устанавливающая подсудность дел по спорам об определении результатов кадастровой стоимости, была введена 06.08.2014, именно с этой даты дела указанной категории исключены из сферы ведения арбитражных судов.
Согласно части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Следовательно, в случае, если дела по спорам о результатах определения кадастровой стоимости были возбуждены на основании заявлений, поданных в арбитражные суды до вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ (06.08.2014), такие дела подлежат рассмотрению арбитражными судами по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а прекращение производства по ним, как того просит заявитель кассационной жалобы, повлечет нарушение гарантированных статьями 46 и 47 Конституции Российской Федерации прав заявителей на судебную защиту и на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом.
В кассационной жалобе Кадастровая палата в лице филиала по Самарской области указывает на неправомерность привлечения его к участию в деле в качестве ответчика, ссылаясь при этом на отсутствие у него полномочий по государственной оценке земель, установлению и утверждению значений кадастровой стоимости земельных участков, и на то, что как орган кадастрового учета в силу своих полномочий оно лишь вносит данные о кадастровой оценке в государственный кадастр недвижимости и осуществляет технические функции исполнителя, ответственности за сам результат такой оценки не несет.
Судебная коллегия не соглашается с указанными доводами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, принял правильное решение об обязании Кадастровой палаты в лице филиала по Самарской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А55-22198/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2015 г. N Ф06-26540/15 по делу N А55-22198/2014