г. Казань |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А55-20389/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "АИС" - Навизовского К.И., доверенность от 05.08.2015,
мэрии городского округа Тольятти - Вадченко А.В., доверенность от 31.12.2014 N 11705/1,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-20389/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИС", Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1126324014343, ИНН 6324033913) к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Авалон", Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1066320190012, ИНН 6321175116), о признании недействительным постановления от 12.08.2014 N 2944-п/1 и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АИС" (далее - ООО "АИС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия городского округа Тольятти, мэрия) от 12.08.2014 N 2944-п/1 об отказе в предоставлении ООО "АИС" земельного участка. Заявлено также требование об обязании мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления процедуры, предусмотренной подпунктами 3 и 4 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при рассмотрении заявления от 14.05.2014 о предоставлении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд первой инстанции привлек общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - ООО "Авалон").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2015 по делу N А55-20389/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, заявление ООО "АИС" удовлетворено. Суд признал недействительным постановление мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32".
Суд обязал мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИС" путем направления в его адрес в месячный срок проекта договора аренды земельного участка площадью 62040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
В кассационной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит отменить постановление суда апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО "АИС" требований. Считает, что суд неправильно применил подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ в действовавшей на момент рассмотрения спора редакции, не допускающей предоставление ранее сформированного для строительства торгово-развлекательного комплекса земельного участка иным путем, кроме торгов. При этом считает, что для изменения установленного разрешенного вида использования земельного участка (строительство торгово-развлекательного центра) требуется изменение такого вида в сведениях государственного кадастра недвижимости.
ООО "АИС" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает обоснованным вывод суда, что установленным в городе Тольятти градостроительным регламентом для зоны Ц-2 допускается строительство гостиничных комплексов, вследствие чего не имеется препятствий для предоставления обществу ранее сформированного для строительства торгово-развлекательного комплекса земельного участка для целей строительства гостиничного комплекса. Считает законным и обоснованным постановление суда апелляционной инстанции, обязавшего мэрию заключить с обществом договор аренды испрошенного земельного участка без проведения торгов, так как подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускает передачу уже сформированных земельных участков в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщений о наличии предлагаемых для строительства земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Поскольку после публикации 27.06.2014 информационного сообщения о предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса имелась только одна заявка, поданная обществом, постановление суда апелляционной инстанции не противоречит нормам материального права.
В судебном заседании 20.08.2015 представитель мэрии поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ООО "АИС" просит отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
В судебном заседании 20.08.2015 объявлен перерыв до 27.08.2015.
После перерыва явившийся в судебное заседание представитель ООО "АИС" дополнительно заявил, что постановление суда апелляционной инстанции не подлежит отмене, так как решение о предоставлении испрошенного земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов уже было принято мэрией, так как на это указано в опубликованном информационном сообщении.
Проверив законность обжалованного постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ООО "АИС", судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, земельный участок площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, был сформирован и поставлен на кадастровый учет при предоставлении его в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Декорт" (далее - ООО "Декорт") для строительства торгово-развлекательного комплекса на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 09.02.2004 N 243-1/р. Заключенный с ООО "Декорт" договор аренды данного земельного участка от 22.01.2007 был расторгнут 29.11.2012, при этом к фактическому использованию участка ООО "Декорт" не приступило.
14.05.2014 ООО "АИС" обратилось в мэрию с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23 в аренду на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
27.06.2014 в газете "Городские ведомости" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23 для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов.
Постановлением от 12.08.2014 N 2944-п/1 мэрия отказала ООО "АИС" в предоставлении испрошенного земельного участка в аренду, что и явилось поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды установили, что с заявлением о предоставлении ему того же земельного участка в собственность для строительства 17.11.2014 в мэрию обращалось ООО "Авалон", которому также было отказано в предоставлении земельного участка письмом от 04.12.2014.
Основанием для отказа в предоставлении ООО "АИС" испрошенного земельного участка для строительства гостиничного комплекса мэрия в постановлении от 12.08.2014 N 2944-п/1 указала на несоответствие предполагаемого к строительству объекта указанному в сведениях государственного кадастра недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, градостроительному регламенту территориальной зоны Ц-1 (зона делового, общественного и коммерческого использования), а также на постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1, предусматривающему случаи предоставления земельных участков для строительство только на торгах.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса, указав, что 19.06.2013 в результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти от 24.12.2008 была изменена территориальная зона, в которой находится испрошенный земельный участок, с зоны Ц-1 на зону Ц-2, в результате чего сведения о зоне и разрешенном использовании земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, перестали соответствовать правилам действующего градостроительного регламента.
Суд также указал, что не принимает во внимание доводы заявителя об изменении 07.03.2014 мэрией ранее принятого постановления от 24.12.2010 N 3790-п/1, вследствие чего допускалось предоставление земельных участков для строительства гостиниц и гостиничных комплексов без проведения торгов, поскольку имелось две заявки на предоставление испрошенного земельного участка.
Данные выводы послужили основанием для принятия судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "АИС" о признании недействительным отказа мэрии в предоставлении в аренду испрошенного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, дав оценку изложенным в постановлении мэрии от 12.08.2014 N 2944-п/1 мотивам отказа в предоставлении ООО "АИС" земельного участка, пришел к законному и обоснованному выводу, что отказ противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Городской Думы от 24.12.2008 N 1059 в редакции, действовавшей на момент принятия ненормативного акта, поскольку утвержденный градостроительный регламент как для территориальной зоны Ц-1, так и для зоны Ц-2 предусматривает размещение в границах таких территориальных зон размещение гостиниц и объектов торговли в качестве основных разрешенных видов землепользования. Учитывая, что землепользователь вправе в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) самостоятельно выбрать вид разрешенного использования из числа основных видов, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, ссылка мэрии на невозможность изменения ранее внесенных в сведения государственного кадастра сведений о виде разрешенного использования земельного участка не может быть признан законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 порядок предоставления земельных участков для целей строительства исключительно на торгах (либо без торгов для целей строительства гостиничных комплексов, как это предусмотрено постановлением той же мэрии от 07.03.2014) не является и не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Данные нормативные акты муниципального органа предусматривают только возможный порядок предоставления земельных участков для строительства (на торгах либо без торгов), определяемый уполномоченным органом при принятии решения по рассмотрению заявления (заявлений) заинтересованных в приобретении земельного участка лиц, но не основания для отказа в предоставлении земельных участков.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного постановления суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявления ООО "АИС" о признании недействительным постановления мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32".
Придя к выводу о несоответствии оспоренного решения мэрии об отказе в предоставлении ООО "АИС" испрошенного земельного участка, суд в соответствии с частью 4 статьи 201 принял решение о возложении на мэрию обязанности по заключению с ООО "АИС" договора аренды земельного участка для строительства гостиничного комплекса сроком на пять лет. Принятие такого решения суд мотивировал статьей 39.1 ЗК РФ в действующей редакции, не предусматривающей принятия уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Постановление суда апелляционной инстанции подлежит изменению в силу статьи 288 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Незаконность отказа в предоставлении испрошенного ООО "АИС" земельного участка влечет возложение на мэрию обязанности по совершению предусмотренных законом действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления общества от 14.05.2014. Если бы право заявителя не было нарушено, его заявление подлежало рассмотрению мэрией в порядке, установленном статьей 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Учитывая, что земельный участок на момент обращения общества с заявлением о его предоставлении уже сформирован, исключается процедура предварительного согласования места размещения объекта. Не требуется также проведения работ по формированию земельного участка, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, за исключением определения разрешенного использования земельного участка с учетом перечня таких видов, установленного градостроительным регламентом, если участок испрошен для использования его в иных целях по сравнению с установленным ранее видом разрешенного использования и определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если ранее такие условия не были определены. Такая информация указывается в градостроительном плане, подлежащем выдаче муниципальным органом по заявлению заинтересованного лица в соответствии со статьями 44, 46 ГрК РФ.
Соответственно, для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя требовалось только принятие решения о предоставлении земельного участка путем принятия решения о проведении торгов либо о предоставлении земельного участка без торгов.
Такое решение принимается уполномоченным муниципальным органом с учетом подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Данный пункт устанавливает общий принцип предоставления испрошенных в целях строительства земельных участков - путем проведения торгов, о чем прямо указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 N 2081/09. Согласно выработанной Президиумом правовой позиции сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Вместе с тем подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускал и возможность принятия уполномоченным органом решения о передаче земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В данном случае, как установили суды первой и апелляционной инстанций, в течение разумного срока после публикации в газете "Городские ведомости" 27.06.2014 сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23 для строительства гостиничного комплекса имелась только одна заявка на приобретение аренду земельного участка, поданная ООО "АИС" (заявка ООО Авалон" была подана 17.11.2014).
Следовательно, само основание для предоставления испрошенного земельного участка в аренду ООО "АИС" без проведения торгов имелось, учитывая, что и установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для целей строительства, с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии от 07.03.2014, допускал предоставление земельных участок для строительства гостиничных комплексов без проведения торгов.
Однако принятие решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам с проведением торгов либо без проведения торгов в силу статьи 29, подпункта 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ законом отнесено к компетенции органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком. Положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускают принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов в определенном данным законом случае, но не обязывают уполномоченный орган принимать исключительно решение о предоставлении такого участка без проведения торгов. Таким образом, принятие решения о порядке предоставления сформированного земельного участка - на торгах либо без проведения таковых, относилось к дискреционным полномочиям органов, распоряжающихся земельными участками. При этом ЗК РФ в действующей на момент принятия судом апелляционной инстанции постановления редакции (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный ООО "АИС" земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая имевшиеся возражения мэрии о предоставлении испрошенного ООО "АИС" земельного участка в аренду без проведения торгов, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для возложения на мэрию обязанности по заключению с обществом договора аренды земельного участка без проведения торгов, в данном случае решение суда нарушает баланс общественных интересов, на соблюдение которого направлен установленный законом порядок предоставления земельных участков заинтересованным лицам на торгах.
Постановление суда апелляционной инстанции в этой части подлежит изменению. Поскольку действующая редакция ЗК РФ (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов, его предоставление в аренду производится в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 путем проведения торгов в форме аукциона в порядке, установленном статьей 39.12 ЗК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
абзац третий резолютивной части постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А55-20389/2014 изменить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АИС" путем подготовки и организации по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИС" от 14.05.2014 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, в порядке, установленном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, с принятием решения о проведении аукциона и размещения на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении аукциона в месячный срок с даты принятия настоящего постановления.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Незаконность отказа в предоставлении испрошенного ООО "АИС" земельного участка влечет возложение на мэрию обязанности по совершению предусмотренных законом действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления общества от 14.05.2014. Если бы право заявителя не было нарушено, его заявление подлежало рассмотрению мэрией в порядке, установленном статьей 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Учитывая, что земельный участок на момент обращения общества с заявлением о его предоставлении уже сформирован, исключается процедура предварительного согласования места размещения объекта. Не требуется также проведения работ по формированию земельного участка, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, за исключением определения разрешенного использования земельного участка с учетом перечня таких видов, установленного градостроительным регламентом, если участок испрошен для использования его в иных целях по сравнению с установленным ранее видом разрешенного использования и определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если ранее такие условия не были определены. Такая информация указывается в градостроительном плане, подлежащем выдаче муниципальным органом по заявлению заинтересованного лица в соответствии со статьями 44, 46 ГрК РФ.
Соответственно, для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя требовалось только принятие решения о предоставлении земельного участка путем принятия решения о проведении торгов либо о предоставлении земельного участка без торгов.
Такое решение принимается уполномоченным муниципальным органом с учетом подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Данный пункт устанавливает общий принцип предоставления испрошенных в целях строительства земельных участков - путем проведения торгов, о чем прямо указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 N 2081/09. Согласно выработанной Президиумом правовой позиции сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Вместе с тем подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускал и возможность принятия уполномоченным органом решения о передаче земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В данном случае, как установили суды первой и апелляционной инстанций, в течение разумного срока после публикации в газете "Городские ведомости" 27.06.2014 сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23 для строительства гостиничного комплекса имелась только одна заявка на приобретение аренду земельного участка, поданная ООО "АИС" (заявка ООО Авалон" была подана 17.11.2014).
Следовательно, само основание для предоставления испрошенного земельного участка в аренду ООО "АИС" без проведения торгов имелось, учитывая, что и установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для целей строительства, с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии от 07.03.2014, допускал предоставление земельных участок для строительства гостиничных комплексов без проведения торгов.
Однако принятие решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам с проведением торгов либо без проведения торгов в силу статьи 29, подпункта 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ законом отнесено к компетенции органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком. Положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускают принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов в определенном данным законом случае, но не обязывают уполномоченный орган принимать исключительно решение о предоставлении такого участка без проведения торгов. Таким образом, принятие решения о порядке предоставления сформированного земельного участка - на торгах либо без проведения таковых, относилось к дискреционным полномочиям органов, распоряжающихся земельными участками. При этом ЗК РФ в действующей на момент принятия судом апелляционной инстанции постановления редакции (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный ООО "АИС" земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов.
...
Постановление суда апелляционной инстанции в этой части подлежит изменению. Поскольку действующая редакция ЗК РФ (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов, его предоставление в аренду производится в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 путем проведения торгов в форме аукциона в порядке, установленном статьей 39.12 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2015 г. N Ф06-27124/15 по делу N А55-20389/2014