• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2015 г. N Ф06-27124/15 по делу N А55-20389/2014

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Незаконность отказа в предоставлении испрошенного ООО "АИС" земельного участка влечет возложение на мэрию обязанности по совершению предусмотренных законом действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления общества от 14.05.2014. Если бы право заявителя не было нарушено, его заявление подлежало рассмотрению мэрией в порядке, установленном статьей 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Учитывая, что земельный участок на момент обращения общества с заявлением о его предоставлении уже сформирован, исключается процедура предварительного согласования места размещения объекта. Не требуется также проведения работ по формированию земельного участка, указанных в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, за исключением определения разрешенного использования земельного участка с учетом перечня таких видов, установленного градостроительным регламентом, если участок испрошен для использования его в иных целях по сравнению с установленным ранее видом разрешенного использования и определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если ранее такие условия не были определены. Такая информация указывается в градостроительном плане, подлежащем выдаче муниципальным органом по заявлению заинтересованного лица в соответствии со статьями 44, 46 ГрК РФ.

Соответственно, для восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя требовалось только принятие решения о предоставлении земельного участка путем принятия решения о проведении торгов либо о предоставлении земельного участка без торгов.

Такое решение принимается уполномоченным муниципальным органом с учетом подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Данный пункт устанавливает общий принцип предоставления испрошенных в целях строительства земельных участков - путем проведения торгов, о чем прямо указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 N 2081/09. Согласно выработанной Президиумом правовой позиции сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.

Вместе с тем подпункт 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускал и возможность принятия уполномоченным органом решения о передаче земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В данном случае, как установили суды первой и апелляционной инстанций, в течение разумного срока после публикации в газете "Городские ведомости" 27.06.2014 сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23 для строительства гостиничного комплекса имелась только одна заявка на приобретение аренду земельного участка, поданная ООО "АИС" (заявка ООО Авалон" была подана 17.11.2014).

Следовательно, само основание для предоставления испрошенного земельного участка в аренду ООО "АИС" без проведения торгов имелось, учитывая, что и установленный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для целей строительства, с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии от 07.03.2014, допускал предоставление земельных участок для строительства гостиничных комплексов без проведения торгов.

Однако принятие решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам с проведением торгов либо без проведения торгов в силу статьи 29, подпункта 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ законом отнесено к компетенции органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком. Положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускают принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов в определенном данным законом случае, но не обязывают уполномоченный орган принимать исключительно решение о предоставлении такого участка без проведения торгов. Таким образом, принятие решения о порядке предоставления сформированного земельного участка - на торгах либо без проведения таковых, относилось к дискреционным полномочиям органов, распоряжающихся земельными участками. При этом ЗК РФ в действующей на момент принятия судом апелляционной инстанции постановления редакции (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный ООО "АИС" земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов.

...

Постановление суда апелляционной инстанции в этой части подлежит изменению. Поскольку действующая редакция ЗК РФ (пункт 2 статьи 39.6) не относит испрошенный земельный участок к земельным участкам, предоставляемым в аренду без проведения торгов, его предоставление в аренду производится в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 путем проведения торгов в форме аукциона в порядке, установленном статьей 39.12 ЗК РФ."