г. Казань |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А12-38697/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, г. Котельниково,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.12.2014 (судья Павлова С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Жаткина С.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-38697/2014
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориального управления имущественных отношений" Минобороны России, г. Ростов на Дону, к администрации муниципального образования Котельниковское городское поселение Котельниковского муниципального района Волгоградской области, г. Котельниково, об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориального управления имущественных отношений" Минобороны России (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации муниципального образования Котельниковское городское поселение Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, в том числе 91 квартиры жилого фонда, а также объекты жилищно-коммунального хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.12.2014 изменено. Апелляционный суд принял аналогичное решение, отказав в иске в части 3 (трех) квартир, находящихся в собственности физических лиц.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Учреждение, Министерство обороны Российской Федерации, в отзывах просят в удовлетворении жалобы отказать, полагая постановление апелляционного суда правильным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 01.09.2015 на 13:30.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает постановление апелляционного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2011 N 2438 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области" прекращено право оперативного управления учреждения объектами недвижимого имущества, указанного в приложении к Приказу.
Имущество, указанное в приложении, предписано передать муниципальному образованию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Во исполнение данного приказа, истец направил в адрес ответчика передаточный акт, который последним подписан не был, что и послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 423 решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" следует, что таким органом является Министерство обороны.
На основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативно правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Министерством обороны издан приказ от 08.12.2011 N 2438 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области", в пределах компетенции федерального органа государственной власти, который в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.
Перечень передаваемых объектов недвижимости указан в Приложении к приказу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом ненадлежащее техническое состояние жилого дома не может служить основанием для отказа в иске, поскольку законодательство не содержит условий о том, в каком виде должен быть передан жилищный фонд.
Администрация, как орган местного самоуправления, должна принять спорный объект в муниципальную собственность в том виде, в каком он имеется.
Ссылка заявителя на то, что в перечень передаваемых объектов помимо квартир, входят также внешние сети водоснабжения, водонасосные станции, внешние тепловые сети и сети канализации, в связи с чем, передача указанных объектов невозможна без передачи земельного участка, является несостоятельной поскольку, абзацем 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, передав объекты недвижимого имущества, находящиеся на спорном земельном участке, собственник распорядился и земельным участком, на котором они расположены.
В соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации объекты инфраструктуры многоквартирных домов относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ.
Довод кассационной жалобы об установлении факта нахождения дополнительно 4 (четырех) квартир в собственности физических лиц, в данном случае не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления апелляционного суда, поскольку оспариваемые судебные акты, исходя из предмета заявленного иска, не являются основанием для государственной регистрации права собственности передаваемого имущества. Государственная регистрация права будет осуществляться по заявлению правообладателя.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А12-38697/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
...
В соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации объекты инфраструктуры многоквартирных домов относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2015 г. N Ф06-27241/15 по делу N А12-38697/2014
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35858/18
10.05.2018 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3551/18
02.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27241/15
25.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-917/15
22.12.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38697/14