г. Казань |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А12-24992/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Махмутовой Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2014 (судья Милованова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-24992/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к муниципальному унитарному производственному предприятию "Волгоградские межрайонные электрические сети" (ИНН 3441010181, ОГРН 1023402460620) о взыскании задолженности в размере 400 311,99 руб., с участием в деле третьего лица - государственного автономного учреждения Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Волгоградэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному производственному предприятию "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - ответчик, МУПП "ВМЭС") о взыскании стоимости электроэнергии, потреблённой государственным автономным учреждением Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор" (далее - ГАУ ВО ФК "Ротор") в период с марта по июль 2014 года в сумме 400 311,99 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, МУПП "ВМЭС" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
При этом указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное применение норм материального права.
Так, не согласен с выводами суда о соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора и наличии оснований для ответственности МУПП "ВМЭС" при том, что истец в установленный срок был проинформирован о невозможности исполнения заявки об ограничении режима потребления электрической энергии.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в Волгоградской области, МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" имеет статус территориальной сетевой организации в г. Волгограде, ГАУ ВО ФК "Ротор" является потребителем электрической энергии на основании договора энергоснабжения N 4019188/13 от 01.12.2013 г., заключенного с ОАО "Волгоградэнергосбыт".
По условиям указанного договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) покупателю в точках поставки, определённых приложением N 3, самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии покупателя, а покупатель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Для урегулирования взаимоотношений, касающихся передачи электрической энергии для потребителей, истец (заказчик) и ответчик (исполнитель) 01.11.2013 заключили договор на оказание услуг по передаче электрической энергии N 368 (далее - договор оказания услуг), по условиям которого исполнитель обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии от точек приёма до точек поставки потребителям (покупателям) заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, а заказчик - оплатить оказанные услуги.
Также МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" как исполнитель по договору обязалось приостанавливать передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям (покупателям), в том числе согласно уведомлениям заказчика о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям (покупателям) и по возобновлению их электроснабжения.
В связи с неисполнением ГАУ ВО ФК "Ротор" договорных обязательств в части полной и своевременной оплаты потребленной электроэнергии истец 13.02.2014 направил в его адрес уведомление (письмо N 25/1290) о нарушении сроков оплаты потреблённой электроэнергии и необходимости погашения образовавшейся задолженности в срок до 24.02.2014.
В случае неисполнения указанных требований ГАУ ВО ФК "Ротор" обязывалось самостоятельно, под контролем сетевой организации выполнить действия по ограничению режима потребления электрической энергии с 13 часов 25.02.2014 в объеме 30 кВт потребляемой мощности. Потребителю также разъяснено, что в противном случае ограничение режима потребления электрической энергии будет произведено сетевой организацией (первоначально - частичное, впоследствии - полное).
Кроме того, ОАО "Волгоградэнергосбыт" в целях ограничения потребления электрической энергии ГАУ ВО ФК "Ротор" направило в адрес сетевой организации уведомление от 13.02.2014 N 25/1291 о введении ограничения подачи электроэнергии с 13 часов 25.02.2014 в объёме 30 кВт потребляемой мощности по внутренним сетям без учета субабонентов, а в дальнейшем, в случае непогашения задолженности по истечении 3 дней с даты введения ограничения режима потребления, либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе, - полном ограничении режима потребления электроэнергии в точках поставки:
- на контактах в месте присоединения питающей линии в РУ-0,4 кВ, ТП-897 (ПС "Спортивная", ф.10);
- от контактов в месте присоединения в РУ-0,4кВ на силовых трансформаторах в ТП - 180 (ПС "ТДН" ф.28);
- от контактов в месте присоединения в РУ -0,4 кВ на силовых трансформаторах в ТП-193 (ПС "ТДН" ф.28);
- от контактов в месте присоединения в РУ - 0,4 кВ на силовых трансформаторах в ТП-194 (ПС "ТДН" ф.28);
- от контактов в месте присоединения в РУ-0,4 кВ на силовых трансформаторах в ТП-195 (ПС "ТДН" ф.28).
В связи с неисполнением сетевой организацией заявки истца на введение частичного и полного ограничения режима потребления ГАУ ВО ФК "Ротор", ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, судебные инстанции верно руководствовались следующими положениями.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата приобретенной электрической энергии является основной обязанностью абонента.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 546 ГК РФ в случае нарушения абонентом - юридическим лицом обязательств по оплате энергии без согласования с указанным абонентом, но с соответствующим его предупреждением в установленном законом или иными правовыми актами порядке допускается прекращение или ограничение подачи энергии.
В силу пункта 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), гарантирующий поставщик в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), вправе инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Порядок ограничения режима потребления электрической энергии регламентирован Правилами N 442.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель),
Инициатор введения ограничения не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления (пункт 7 Правил N 442).
Согласно пункту 9 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 442 полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
Потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) как исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях), так и инициатора введения ограничения, которые присутствуют при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления.
Исполнитель обязан уведомить инициатора введения ограничения и потребителя о дате и времени, когда потребителю надлежит осуществить действия по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях). Если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то указанные дата и время определяются по согласованию между исполнителем и субисполнителем, при этом дата не может быть позднее 3 рабочих дней со дня, когда в соответствии с уведомлением об ограничении режима потребления потребитель должен был выполнить действия по самостоятельному ограничению режима потребления.
Соответствующее уведомление должно быть направлено инициатору введения ограничения и потребителю способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты, в которую потребителю надлежит осуществить действия по самостоятельному ограничению режима потребления.
Инициатор введения ограничения вправе присутствовать при осуществлении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства), о чем уведомляет исполнителя способом, подтверждающим факт и дату его уведомления.
В случае отказа потребителя в доступе исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничений), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, или в случае необеспечения такого доступа ввиду отсутствия потребителя в месте нахождения принадлежащих ему энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), исполнитель (субисполнитель) составляет акт об отказе в доступе. В акте указываются дата и время его составления, основания введения ограничения режима потребления, заявленные потребителем причины отказа в доступе, фамилия, инициалы и должность лиц, подписывающих акт. Дата и время составления акта являются датой и временем, когда исполнителю (субисполнителю или инициатору введения ограничения) было отказано в обеспечении доступа к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) потребителя. Акт подписывается потребителем и исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения). В случае отказа потребителя от подписания акта или в случае его отсутствия при составлении акта в акте делается соответствующая запись (пункт 11 Правил N 442).
Ввиду неисполнения ГАУ ВО ФК "Ротор" договорных обязательств в части полной и своевременной оплаты потребленной электроэнергии 13.02.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило в адрес ГАУ ВО ФК "Ротор" уведомление N 25/1290 о нарушении сроков оплаты и ограничении режима потребления электроэнергии. В данном уведомлении потребителю предложено в срок до 24.02.2014 погасить задолженность по оплате электроэнергии. В случае неисполнения данных требований, ГАУ ВО ФК "Ротор" обязывалось самостоятельно, под контролем сетевой организации, выполнить действия по ограничению режима потребления электрической энергии с 13 часов 25.02.2014 в объеме 30 кВт потребляемой мощности. Кроме того, потребителю разъяснено, что в противном случае ограничение режима потребления электрической энергии будет произведено сетевой организацией (первоначально - частичное, впоследствии - полное).
Также, 13.02.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило уведомление N 25/1291 о введении ограничения подачи электрической энергии в адрес МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети". В уведомлении указано, что потребитель ГАУ ВО ФК "Ротор" имеет задолженность по оплате электрической энергии, сообщено, что потребитель уведомлен о необходимости погашения долга, самостоятельного введения ограничения потребления электроэнергии. МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" предложено проконтролировать данный процесс, а в случае неисполнения потребителем требований гарантирующего поставщика - произвести частичное ограничение режима потребления персоналом сетевой организации с 13 часов 25.02.2014 г. в объеме 30 кВт потребляемой мощности, по внутренним сетям без учета субабонентов, а в дальнейшем - полное ограничение в точках поставки: на контактах в месте присоединения питающей линии в РУ-0,4 кВ, ТП-897 (ПС "Спортивная", ф.10); от контактов в месте присоединения в РУ-0,4кВ на силовых трансформаторах в ТП - 180 (ПС "ТДН"ф.28); от контактов в месте присоединения в РУ -0,4кВ на силовых трансформаторах в ТП-193 (ПС "ТДН" ф.28); от контактов в месте присоединения в РУ - 0,4 кВ на силовых трансформаторах в ТП-194 (ПС "ТДН" ф.28); от контактов в месте присоединения в РУ-0,4 кВ на силовых трансформаторах в ТП-195 (ПС "ТДН" ф.28).
Исполнитель произвел частичное отключение электроэнергии путем отключения объектов ГАУ ВО ФК "Ротор" (ТП -897 гр. 3,4,6,12,14), о чем составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии от 25.02.2014.
27.02.2014 и 03.03.2014 МУПП "ВМЭС" составлены акты недопуска к производству ограничения режима потребления электрической энергии, согласно которому отключение не было произведено по причине недопуска к электроустановке и приборам учета сотрудниками ГАУ ВО ФК "Ротор".
Письмом от 28.03.2014 N ВМЭС/1739-14 ответчик сообщил, что произвести ограничение подачи энергии не представилось возможным, так как сотрудниками ГАУ ВО ФК "Ротор" отказано в допуске.
Таким образом, требуемые действия со стороны ответчика не произведены, в результате чего потребитель продолжил потреблять электрическую энергию, не погасив задолженность перед ОАО "Волгограэнергосбыт".
Объем электроэнергии, потребленной ГАУ ВО ФК "Ротор" за период с марта по июль 2014 года, составил 81 917 кВт.ч.
В соответствии с пунктом 26 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении; объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, исходя из приведенной нормы суды пришли к правильному выводу о возникновении у ответчика ответственности перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима.
При этом суды верно отклонили довод МУПП "ВМЭС" об отсутствии оснований для возложения на него соответствующей ответственности ввиду невозможности полного отключения абонента от электроэнергии, о чем истец был своевременно уведомлен.
Так, в силу пункта 27 Правил N 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: а) отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); б) невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 настоящих Правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; в) несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом "а" пункта 15, пунктом 16, подпунктами "а", "б" и "в" пункта 17, подпунктами "а" и "б" пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 настоящих Правил; г) невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях; д) действие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 27 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).
Доказательства тому, что исполнение требований истца могло быть сопряжено с необходимостью реконструкции электрических сетей, питающих иных абонентов либо осуществления иных мероприятий, проведение которых в любом случае не позволило бы сетевой организации выполнить заявки истца, в материалах дела отсутствуют.
Согласно расчету истца стоимость электрической энергии, отпущенной ГАУ ВО ФК "Ротор" после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления за период с 01.03.2014 по 31.07.2014, составляет 400311,99 руб. Объем электроэнергии определен на основании содержания составленных ГАУ ВО ФК "Ротор" ведомостей показаний СКУЭ.
Расчет проверялся судом и признан верным, что ответчиком не оспаривается.
Ответчик доказательств оплаты заявленного истцом ко взысканию объёма потреблённой ГАУ ВО ФК "Ротор" в спорный период электрической энергии в материалы дела не представил.
При таком положении исковые требования верно признаны судами подлежащими удовлетворению.
При этом доводы стороны ответчика о неправомерности включения в стоимость энергии услуг по ее передаче правильно признаны несостоятельными, поскольку сетевая организация оплачивает инициатору ограничения стоимость потребленной энергии, в которую включены расходы на ее передачу, возможность исключения каких-либо сумм из стоимости энергии законодательством не предусмотрена.
Судами также верно отклонены доводы ответчика о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный договором, а именно путём направления в адрес стороны претензии, срок рассмотрения которой составляет 14 дней с даты получения.
Из материалов дела следует, что 25.03.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило ответчику письмо N 25/2809, полученное адресатом в тот же день. В письме указано, что, в случае непредоставления МУПП "ВМЭС" информации о введении частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ГАУ ВО "ФК "Ротор" в срок до 28.03.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" оставляет за собой право предъявления искового требования за ненадлежащее исполнение обязательств по введению ограничения режима потребления электрической энергии потребителя.
Изложенное, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Более того, как верно указано в постановлении суда апелляционной инстанции, позиция стороны ответчика при рассмотрении настоящего спора указывает на отсутствие возможности внесудебного урегулирования спора.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А12-24992/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом вышеустановленных обстоятельств, исходя из приведенной нормы суды пришли к правильному выводу о возникновении у ответчика ответственности перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима.
При этом суды верно отклонили довод МУПП "ВМЭС" об отсутствии оснований для возложения на него соответствующей ответственности ввиду невозможности полного отключения абонента от электроэнергии, о чем истец был своевременно уведомлен.
Так, в силу пункта 27 Правил N 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: а) отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); б) невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 настоящих Правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; в) несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом "а" пункта 15, пунктом 16, подпунктами "а", "б" и "в" пункта 17, подпунктами "а" и "б" пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 настоящих Правил; г) невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях; д) действие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 27 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2015 г. N Ф06-26686/15 по делу N А12-24992/2014