г. Казань |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А06-1004/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2015 (судья Винник Е.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-1004/2015
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская художественная школа N 1 города Астрахани" (ИНН 3015051010, ОГРН 1023000847583) к Государственному учреждению Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения в части и требования,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская художественная школа N 1 города Астрахани" (далее - МБОУ ДОД "ДХШ N 1 г. Астрахани", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - АРО ФСС РФ, фонд) о признании незаконным решения от 22.01.2015 N 32 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и о признании недействительным требования от 06.02.2015 N 32 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, требование заявителя удовлетворено.
Государственное учреждение Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ГУ - АРО ФСС РФ на основании решения от 25.11.2014 N 05/2-1101 проведена проверка МБОУ ДОД "ДХШ N 1 г. Астрахани" по вопросам начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено, что заявителем допущено правонарушение в виде занижения облагаемой базы по страховым взносам в сумме 125 000 руб., не включена в базу для начисления страховых взносов в 2011 году и 2013 году сумма грантов, выплаченная преподавателям Жарковой О.В., Нехорошковой Т.И., Бединой А.Ф., Бикбаевой С.А. и Лопыреву С.К. в размере 250 000 руб.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки от 17.12.2014 N 1060.
22.01.2015, рассмотрев в присутствии руководителя МБОУ ДОД "ДХШ N 1 г. Астрахани" Трубициной Е.В. материалы проверки, ГУ - АРО ФСС РФ приняло решение N 32 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве на производстве и профессиональных заболеваний", страхователю предложено дополнительно начислить страховые взносы в размере 250 руб., пени в размере 116, 15 руб., штрафа в размере 50 руб.
На основании решения от 22.01.2015 N 32 страхователю выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06.02.2015 N 322, в котором предлагалось в добровольном порядке в срок до 17.02.2015 уплатить: доначисленные страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 250 руб.; пени в размере 116,15 руб.; штраф в размере 50 руб.
Не согласившись с вышеуказанными решением и требованием, МБОУ ДОД "ДХШ N 1 г. Астрахани" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришёл к выводу о том, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте "е" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, что служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.
Апелляционная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Статьёй 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признаётся дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Также судами установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами.
Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с распоряжениями мэра города Астрахани "О присуждении грантов мэра города Астрахани руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений города Астрахани" N 966-р-м от 26.09.2011, N 1113-р-м от 28.12.2012, N 1038-р от 24.12.2013.
Между тем администрация г. Астрахани, в лице Управления по образованию и науке администрации города Астрахани, а также Комитет по образованию и науке администрации г. Астрахани не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Таким образом, денежные средства, предоставленные преподавателям Жарковой О.В., Нехорошковой Т.И., Бединой А.Ф., Бикбаевой С.А. и Лопыреву С.К. не подлежат учёту при начислении страховых взносов на основании подпункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Судами правильно отмечено, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а потому подлежит освобождению от обложения страховыми взносами.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А06-1004/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки от 17.12.2014 N 1060.
22.01.2015, рассмотрев в присутствии руководителя МБОУ ДОД "ДХШ N 1 г. Астрахани" Трубициной Е.В. материалы проверки, ГУ - АРО ФСС РФ приняло решение N 32 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве на производстве и профессиональных заболеваний", страхователю предложено дополнительно начислить страховые взносы в размере 250 руб., пени в размере 116, 15 руб., штрафа в размере 50 руб.
...
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Статьёй 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признаётся дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф06-109/15 по делу N А06-1004/2015