Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Казань |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А55-25262/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А55-25262/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "КоммунЭНЕРГО" (ИНН 6318160254, ОГРН 1076318001561) к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара, с участием в деле третьего лица - Прокурора города Самара, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КоммунЭНЕРГО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган) от 25.08.2014 N 81/14 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2015 отменено, постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.08.2014 N 81/14 о привлечении закрытого акционерного общества "КоммунЭНЕРГО" к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Как следует из материалов дела, проведенной Прокуратурой города Самары проверкой установлено, что Общество осуществляет теплоснабжение населения в г.о. Самара путем отпуска теплоносителя - сетевой воды с источников теплоснабжения, расположенных в г. Самаре.
В соответствии с договором на поставку тепловой энергии от 01.08.2010 N 206, заключенным между Обществом и ООО "УК "ВАСКО", качество тепловой энергии подаваемой ООО "УК "ВАСКО" определяется на основании требований ГОСТ Р 51617- 2000.
Согласно п. 1.2 названного договора общество обязано обеспечивать качество подаваемой тепловой энергии в соответствии с температурным графиком.
Прокурором также установлено, что в период отопительного сезона 2013-2014 г.г. температура прямой сетевой воды, отпускаемой с теплоисточников, систематически в период с 10.02.2014 по 06.03.2014 не соответствовала температурному графику. В феврале-марте 2014 года ООО "УК "ВАСКО" проводились ежедневные проверки температуры подаваемого теплоносителя, в результате которых установлено существенное отклонение параметров от температурного графика тепловых сетей на отопительный сезон 2013-2014 г.г., утвержденного генеральным директором Общества.
По данному факту в отношении Общества заместителем прокурора г. Самары Смирновой М.Ю. 30.07.2014 г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, которое направлено в уполномоченный административный орган - Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
25.08.2014 по результатам рассмотрения материалов административным органом в отношении Общества вынесено оспариваемое постановление об административном правонарушении N 81/14 П по факту совершения привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Согласно ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования сделал выводы о том, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом доказана.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что выводы административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения основаны на ненадлежащих, недопустимых доказательствах - актах заинтересованного лица ООО "УК "ВАСКО, являющегося стороной по гражданско-правовому договору с заявителем и составленных в одностороннем порядке в нарушение условия хозяйственного договора, предусматривающего составление двухсторонних актов. Кроме того эти акты не могут являться доказательством нарушения Обществом температурного режима подачи теплоносителя, поскольку ни в одном из актов не указан способ измерения температуры воды и применяемый прибор для измерения температуры, поверенный в органах по контролю за средствами измерений. Эти акты являются недопустимыми доказательствами и не могут быть основанием для привлечения заявителя к административной ответственности. Иные доказательства нарушения заявителем температурного режима подачи теплоносителя административным органом не представлены.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210).
Частью 1 статьи 168 настоящего Кодекса предусмотрено, что при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены. При этом оценка доказательств осуществляется в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из содержания указанных норм права и с учетом установленных обстоятельств дела, суд, во-первых, должен установить наличие события административного правонарушения, во-вторых, лицо, его совершившее, и, в-третьих, виновность данного лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, в числе других, относятся наличие (отсутствие) событие административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно статье 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные, как следует из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении судами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверка законности и обоснованности привлечения к административной ответственности должна осуществляться в полном объеме судами каждой инстанции.
Объектом административного правонарушения выступают правила пользования топливом, электрической и тепловой энергией.
Данная статья объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Взаимоотношения энергоснабжающих и газоснабжающих организаций с гражданами как потребителями определяются правилами пользования электрической и тепловой энергией.
Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Субъектами административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
В рамках настоящего дела в нарушение вышеуказанных требований суды первой и апелляционной инстанций не проверили в полном объеме правомерность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ
В подтверждение факта совершения обществом административного правонарушения управлением в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ представлены: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.07.2014 вынесенное заместителем прокурора г. Самары; постановление СВУФС по от 25.08.2014 N 84/14П о назначении административного наказания.
Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции закреплены статьей 268 АПК РФ, которые также не исполнены судебной инстанцией при рассмотрении спора.
Оценка указанным постановлениям должностного лица и должностного органа судом апелляционной инстанции вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ не дана.
Далее санкцией статьи 9.11 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 23.30 КоАП Российской Федерации рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственного энергетического надзора вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору, его заместители; старшие государственные инспектора по энергетическому надзору; государственные инспектора по энергетическому надзору. Размер административного штрафа, налагаемого государственными инспекторами по энергетическому надзору на юридических лиц, не может превышать десять тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП Российской Федерации одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.
Исходя из положений указанных норм, наличие смягчающего или отягчающего административную ответственность обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ судами первой и апелляционной инстанции не устанавливались.
Допущенные судом первой и апелляционной инстанцией нарушения процессуальных норм права влекут отмену принятых судебных актов и направление дела на новое рассмотрение по правилам пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду, учитывая положения главы 7 АПК РФ и частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ, следует дать в совокупности оценку на предмет достоверности и допустимости всем имеющимся в материалах дела доказательствам, определить наличие в действиях общества состава вмененного административным органом административного правонарушения, проверить порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, и с учетом установленных обстоятельств принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А55-25262/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП Российской Федерации одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.
Исходя из положений указанных норм, наличие смягчающего или отягчающего административную ответственность обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ судами первой и апелляционной инстанции не устанавливались."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2015 г. N Ф06-26943/15 по делу N А55-25262/2014
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10730/16
01.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-515/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25262/14
07.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26943/15
27.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3651/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25262/14