г. Казань |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А65-21162/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Королёвой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца -Сагадеева И.И. (доверенность от 03.02.2015),
третьего лица - Сагадеева И.И. (доверенность от 12.03.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", г. Зеленодольск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-21162/2010
по заявлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (далее - Исполком) 24.03.2015 обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2015 заявление Исполкома удовлетворено. Восстановлен пропущенный срок для предъявления к исполнению исполнительного листа серии N АС 001870448 от 16.02.2011, выданного на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2011 по настоящему делу.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 определение суда первой инстанции отменено, заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Учреждение) просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе определение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Учреждения и Исполкома поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 27.08.2015 был объявлен перерыв до 14 часов 20 минут 02.09.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Исполкома, пришел к выводу о том, что причины пропуска являются уважительными, поскольку реорганизация должника препятствовала заявителю предъявить исполнительный лист к исполнению.
Отменяя определение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции указал на истечении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Кроме того, Исполком не является взыскателем по исполнительному листу, поэтому в силу своих полномочий не обладает правом на обращение в суд с заявлением о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Между тем судом апелляционной инстанции при вынесении судебного акта не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока (часть 1 статьи 322 Кодекса).
Аналогичное правило содержится в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не устанавливаются какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков.
В связи с этим уважительными причинами пропуска процессуального срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить соответствующие юридические действия.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2011 с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района" в пользу муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" взыскано 271 457,81 руб. долга.
На основании вступившего в законную силу решения 16.02.2011 Арбитражным судом Республики Татарстан выдан исполнительный лист серии N АС 001870448, который предъявлен истцом к исполнению в Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2012 по настоящему делу по заявлению истца проведена процессуальная замена должника - Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Казанская квартирно-эксплуатационная часть района" на его правопреемника - Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" по исполнительному листу серии АС N 001870448.
Письмом от 19.04.2012 Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан возвратило исполнительный лист взыскателю (истцу) без исполнения и сообщило, что лицевой счет должника закрыт 29.08.2011 в связи с реорганизацией путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", лицевой счет которого открыт в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области.
Исполком муниципального образования "Зеленодольский район" Республики Татарстан, обращаясь в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, указал, что в связи с реорганизацией ответчика (должника по исполнительному листу) не имелось возможности предъявить исполнительный лист к исполнению в установленный законом срок.
Согласно пункту 4 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
При таких условиях в связи с возвратом исполнительного листа трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению начал течь с момента возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что заявителем пропущен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению не соответствуют нормам права.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления Исполкома о восстановлении пропущенного срока, суд апелляционной инстанции указал, что Исполком не является взыскателем по исполнительному листу серии N АС 001870448 от 16.02.2011, в связи с чем не обладает правом на обращение с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
Вместе с тем согласно статье 37 Федерального Закона от 06.10.2003 (в редакции от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (исполком) наделяется уставом муниципального образования полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 вышеуказанного Закона предусмотрено право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений для обеспечения муниципальных нужд.
Вышеуказанные положения Закона закреплены в подпункте 2 пункта 1 статьи 44 Устава муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан (далее Устав), согласно которому Исполнительный комитет управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, решает вопросы по аренде объектов муниципальной собственности; создает муниципальные предприятия и учреждения, утверждает их уставы.
В соответствии с вышеназванным Законом и Уставом было принято решение о создании муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района", которое было наделено соответствующими полномочиями Положением, утвержденным 01.02.2006.
Исполняя возложенные на Учреждение функции, муниципальное учреждение "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" обратилась в суд с иском о взыскании долга за пользование земельным участком, которое было удовлетворено судом.
В силу статьи 41 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления (исполком) от имени муниципального образования выступают в суде в соответствии с Уставом муниципального образования.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является главным распорядителем бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципально-правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом исполком, являясь главным распорядителем бюджетных средств и органом, контролирующим исполнение бюджета муниципального района, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению по настоящему делу.
При таких условиях суд отменяет постановление суда апелляционной инстанции и оставляет определение суда первой инстанции в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу N А65-21162/2010 отменить.
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2105 по тому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
При таких условиях в связи с возвратом исполнительного листа трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению начал течь с момента возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что заявителем пропущен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению не соответствуют нормам права.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления Исполкома о восстановлении пропущенного срока, суд апелляционной инстанции указал, что Исполком не является взыскателем по исполнительному листу серии N АС 001870448 от 16.02.2011, в связи с чем не обладает правом на обращение с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
Вместе с тем согласно статье 37 Федерального Закона от 06.10.2003 (в редакции от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (исполком) наделяется уставом муниципального образования полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
...
В силу статьи 41 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления (исполком) от имени муниципального образования выступают в суде в соответствии с Уставом муниципального образования.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является главным распорядителем бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципально-правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф06-27333/15 по делу N А65-21162/2010