г. Казань |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А12-43952/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Хрипунова А.И., директора, приказ от 20.11.2014 N 5; Губарева В.А. по доверенности от 15.11.2014,
заинтересованного лица - (Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области) - Голубевой Т.В. по доверенности от 28.04.2015 N 121; Водолагина С.Н. по доверенности от 10.04.2015 N 97,
в отсутствие иных заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.02.2015 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-43952/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАКО" (ИНН 3441029231, ОГРН 1063459018700), г. Волгоград, к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), г. Волгоград, с участием Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДАКО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство), администрации Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 17.09.2014, оформленного письмом Министерства от 22.09.2014, об отказе в предоставлении в аренду для строительства земельного участка площадью 88 899 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Землячки, д. 8, и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав путем заключения договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015, заявленные требования удовлетворены. Также указанным решением в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 148 "О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 24.04.2012 N 222 "Об утверждении Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области" суд произвел изменение наименования заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет).
В кассационной жалобе Комитет просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что судами не применены положения пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающие, что для строительства объекта, предусмотренного проектом планировки и межевания территории, земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта, и исключительно на торгах, а также неправильно истолкованы и применены положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, который допускает, а не обязывает передачу земельных участков в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имелась только одна заявка. Указанная норма не носит императивного характера, а выбор процедуры предоставления земельных участков относится к компетенции уполномоченного органа. Также, по мнению Комитета, проведенная по инициативе Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда публикация о предоставлении в аренду спорного земельного участка сделана без поручения уполномоченного органа в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград", которая не является официальным печатным изданием Губернатора и Правительства Волгоградской области. Обязывая предоставить земельный участок в аренду под строительство, суды не учли, что в соответствии с градостроительным заключением часть испрашиваемого земельного участка находится на территории общего пользования, на которую в силу подпунктов 2 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов не распространяется.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует их материалов дела, на основании заявления Общества комиссией по градостроительству и земельными отношениями администрации города Волгограда было принято решение от 21.12.2006 о возможности размещения торгово-развлекательного центра и комплекса административных зданий северо-западнее пос. Ангарского в квартале 03_07_057 в Дзержинском районе Волгограда при условии разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории, о чем письмом от 09.01.2007 Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда уведомил Общество.
Информация о принятом решении комиссии была опубликована в газете "Волгоградская правда" 30.01.2007. Заявок от других претендентов на земельный участок не поступало.
Решением Волгоградской городской Думой от 15.09.2010 N 36/1087 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
Постановлением Администрации от 25.05.2012 N 1486 утвержден Проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории квартала 03_07_057.
Письмом от 27.08.2012 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда уведомил Общество о поступлении на рассмотрение схемы расположения земельного участка площадью 88 899 кв.м, испрашиваемого Обществом для размещения торгово-развлекательного центра и комплекса административных зданий северо-западнее пос. Ангарский и о публикации сообщения о формировании земельного участка для размещения торгово-развлекательного центра и комплекса административных здания на испрашиваемом земельном участке без предварительного согласования.
Публикация о наличии земельного участка ориентировочной площадью 88 899 кв.м для передачи его в аренду без предварительного согласования осуществлена в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 23.08.2012.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельный участок площадью 88 899 кв.м по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, 8, с разрешенным видом использования - для размещения объекта капитального строительства (торгово-развлекательного центра и комплекса административных зданий), поставлен на кадастровый учет 21.05.2013, с кадастровым номером 34:34:030085:634.
Решением Волгоградской городской Думы от 16.04.2014 N 12/342 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" в части изменения территориального зонирования квартала 03_07_156 с зоны лесопарков и городских лесов на зону застройки объектами общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда.
Письмом от 30.05.2014 Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда предоставил Обществу информацию о видах разрешенного использования земельного участка по ул. Землячки, 8, Дзержинского района Волгограда, и разъяснил, что земельный участок площадью 88 899 кв.м расположен в границах квартала 03_07_156.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области", с 06.07.2012 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение указанными земельными участками, является Министерство.
Письмом от 07.08.2014 N 10312 Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил Обществу о том, что по публикации от 23.08.2012 в Комитет заявлений от других претендентов не поступало.
На заявление Общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:030085:634 Министерство письмом от 22.09.2014 сообщило, что Комиссией по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков от 17.09.2014 принято решение о реализации испрашиваемого участка путем проведения торгов.
Общество, полагая, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ имеет право на предоставление ему земельного участка без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, руководствуясь положениями подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, пришли к выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения о реализации испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов.
Между тем, судами не принято во внимание следующее.
Из подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ следует, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Однако принятие решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам с проведением торгов либо без проведения торгов в силу статьи 29, подпункта 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ законом отнесено к компетенции органа, уполномоченного на распоряжение земельным участком.
Положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускают принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов в определенном данным законом случае, но не обязывают уполномоченный орган принимать исключительно решение о предоставлении такого участка без проведения торгов.
Таким образом, принятие решения о порядке предоставления сформированного земельного участка - на торгах либо без проведения таковых, относилось к дискреционным полномочиям органа, распоряжающегося земельным участком.
Кроме того, не принимая во внимание Положение о комиссии по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков, утвержденное распоряжением Министерства от 02.10.2012 N 1397-р "Об образовании комиссии по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков", пунктом 3.2. которого предусмотрено три случая предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов или без предварительного согласования места размещения объектов, в том числе в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (без проведения торгов), а во всех остальных случаях Комиссия принимает решение о предоставлении земельного участка на торгах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная норма входит в противоречие с положениями пункта 3 части 4 статьи 30 ЗК РФ, поскольку устанавливает дополнительные условия и ограничения по предоставлению земельного участка без предварительного согласования и без проведения торгов.
Однако судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Также при разрешении спора судами не приняты во внимание положения пункта 11 статьи 30 ЗК РФ, согласно которому предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Кроме того, судами не дана оценка представленному в материалы дела градостроительному заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 05.06.2014, в соответствии с которым земельный участок площадью 88 899 кв.м, по ул. им. Землячки, 8 частично расположен в границах застройки квартала 03_07_156, частично - на территории общего пользования.
Из имеющейся в материалах дела схемы размещения земельного участка с кадастровым номером 34:34:030085:634 по отношению к градостроительному кварталу красных линий регулирования застройки 03_07_156 в соответствии с проектом планировки, совмещенным с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 25.05.2012 N 1486, следует, то часть земельного участка площадью 21 934 кв.м находится за пределами границ квартала красных линий.
Поскольку указанные обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса о правомерности заявленных требований, а для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленного принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А12-43952/2014 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
С.Ю. Муравьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения подпункта 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ допускают принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов в определенном данным законом случае, но не обязывают уполномоченный орган принимать исключительно решение о предоставлении такого участка без проведения торгов.
Таким образом, принятие решения о порядке предоставления сформированного земельного участка - на торгах либо без проведения таковых, относилось к дискреционным полномочиям органа, распоряжающегося земельным участком.
Кроме того, не принимая во внимание Положение о комиссии по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков, утвержденное распоряжением Министерства от 02.10.2012 N 1397-р "Об образовании комиссии по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о предоставлении земельных участков", пунктом 3.2. которого предусмотрено три случая предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов или без предварительного согласования места размещения объектов, в том числе в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (без проведения торгов), а во всех остальных случаях Комиссия принимает решение о предоставлении земельного участка на торгах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная норма входит в противоречие с положениями пункта 3 части 4 статьи 30 ЗК РФ, поскольку устанавливает дополнительные условия и ограничения по предоставлению земельного участка без предварительного согласования и без проведения торгов.
Однако судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Также при разрешении спора судами не приняты во внимание положения пункта 11 статьи 30 ЗК РФ, согласно которому предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф06-26179/15 по делу N А12-43952/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1704/16
28.01.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-718/16
09.12.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43952/14
11.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26179/15
15.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2807/15
13.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-43952/14