г. Казань |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А06-11604/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.02.2015 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи: Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-11604/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (ИНН 6317019185, ОГРН 1026301414941) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695) о признании незаконными действий по отказу в возврате из соответствующего бюджета платы за размещение отходов производства и потребления, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными и стационарными объектами в сумме 493 194, 83 руб., начисленных за 2009-2014 годы, обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области возвратить излишне уплаченные платежи в сумме 493 194,83 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (далее - ООО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора) о признании действий по отказу в возврате из соответствующего бюджета платы за размещение отходов производства и потребления, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными и стационарными объектами в сумме 493 194,83 рублей, начисленных за 2009-2014 годы, незаконными и обязании органа возвратить излишне уплаченные платежи в сумме 493 194,83 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2008 по делу N А40-31270/07-36/79Б ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Общество в 2013 и 2014 годах произвело оплату экологических платежей (платы за размещение отходов производства и потребления, платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными и стационарными объектами) в общем размере 493 194 рублей 83 копеек, начисленных за 2009-2014 годы, из которых: 2449,78 рублей - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за 2012 год, платежное поручение от 20.12.2013 N 4183; 27,59 рублей - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за 1-3 квартал 2013 года, платежное поручение от 20.12.2013 N 4184; 8599,82 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2006 год, платежное поручение от 20.12.2013 N 4174; 10221,77 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2009 год, платежное поручение от 20.12.2013 N 4173; 8171,26 pублей - за размещение отходов производства и потребления за 1-3 квартал 2010 года, платежное поручение от 20.12.2013 N 4175; 2366,04 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2010 года, платежное поручение от 20.12.2013 N 4176; 143271,51 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2011 год, платежное поручение от 20.12.2013 N 4177; 150932,80 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2012 год, платежное поручение от 20.12.2013 N 4180; 120963,35 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 1-3 квартал 2013 года, платежное поручение от 20.12.2013 N 4182; 7,52 рублей - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за 4 квартал 2013 года, платежное поручение от 17.01.2014 N 119; 41013,32 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2013 года, платежное поручение от 17.01.2014 N 118; 5170,07 рублей - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 4 квартал 2013 года, платежное поручение от 17.01.2014 N 120.
Ссылаясь на то, что плата за размещение отходов производства и потребления и за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными и стационарными объектами предприятия, предприятием, находящимся в стадии банкротства, должна производиться путем включения требований кредитора в реестр кредиторов, общество обратилось к Управлению Росприроднадзора с письмом от 31.07.2014 N 10026-к о возврате ошибочно уплаченных денежных средств.
Письмом от 05.09.2014 N 01-07/5562 Управление Росприроднадзора сообщило обществу о невозможности возврата денежных средств, ввиду отсутствия у него таких полномочий. Кроме того, в своем ответе Управление Росприроднадзор указало на добровольность погашения задолженности обществом.
Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статье 14 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Из выписки из лицевого счета за период 4 квартал 2010 - 2 квартал 2014 у общества имеется задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 552 992,38 рублей. обществом уплачено 493 194, 38 рублей, в результате чего, задолженность заявителя по состоянию на 01.09.2014 составила 59 797,55 рублей, что не оспаривается обществом.
Следовательно, общество осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством.
Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), с учетом особенностей, установленных статьей 50.36 Федерального закона N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В силу статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Статьей 2 Федерального закона N 127-ФЗ установлен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Вместе с тем, материалами дела установлено и не оспорено обществом добровольное начисление и погашение им задолженности. Согласно письму Управления Росприроднадзор от 03.07.2013 N 02-02/3877 задолженность общества на 01.06.2013 составляет 339 002,66 рублей, однако общество произвело плату экологических платежей на сумму 493 194, 83 рублей, в том числе за 4 квартал 2013 года.
В соответствии с пунктом 5.5 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" от 20.05.2013 N 259 территориальные органы Управления Росприроднадзора на местах наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета лишь в части принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.02.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А06-11604/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), с учетом особенностей, установленных статьей 50.36 Федерального закона N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В силу статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Статьей 2 Федерального закона N 127-ФЗ установлен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-216/15 по делу N А06-11604/2014