г. Казань |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А55-27297/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
третьего лица - Квасова И.Н. (доверенность от 02.12.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-27297/2014
по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 07.10.2014 N РНП-63-157, с участием в качестве третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ГеоНика", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6321188531, ОГРН 1076320013164),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 07.10.2014 N РНП-63-157 об отказе во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоНика" (далее - ООО "ГеоНика", общество) в реестр недобросовестных поставщиков и обязании антимонопольного органа включить сведения об ООО "ГеоНика" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ГеоНика".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку наличие представленных в комиссию УФАС по Самарской области доказательств относительно нарушения ООО "ГеоНика" условий государственного контракта от 07.03.2014 N 49-1/37/14 является достаточным основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению Министерства, к правоотношениям, возникающим при включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) применяться не может.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Самарской области возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Также антимонопольный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей Министерства и антимонопольного органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя ООО "ГеоНика", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в УФАС по Самарской области поступило обращение Министерства о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГеоНика" в связи с односторонним отказом заказчика (Министерства) от исполнения контракта, заключенного по результатам открытого конкурса на выполнение работ в целях государственной регистрации прав на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области и расположенные в муниципальном районе Хворостянский Самарской области (извещение N 0142200001313014907, лот N 3).
По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган принял решение от 07.10.2014 N РНП-63-157, которым отказал во включении сведений об ООО "ГеоНика" в реестр недобросовестных поставщиков, а также признал в действиях заказчика нарушение части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе и передал материалы обращения должностному лицу УФАС по Самарской области для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса на выполнение работ в целях государственной регистрации прав на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области и расположенные в муниципальном районе Хворостянский Самарской области (лот N 3), Министерство (заказчик) заключило с победителем конкурса - ООО "ГеоНика" государственный контракт от 04.03.2014 N 48-1/36/14. Согласно конкурсной документации работы, являющиеся предметом государственного контракта, должны были выполняться в три этапа.
В связи с ненадлежащим выполнением ООО "ГеоНика" работ по второму этапу и неустранением нарушений условий контракта, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (приказ Министерства от 28.08.2014 N 236).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Судами установлено, что приказ Министерства от 28.08.2014 N 236 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта направлен заказчиком в адрес ООО "ГеоНика" посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением и получен обществом 04.09.2014.
Министерством во исполнение требований части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе 16.09.2014 в адрес УФАС по Самарской области была направлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также копия приказа Министерства от 28.08.2014 N 236 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Решением от 07.10.2014 N РНП-63-157 антимонопольный орган отказал заявителю во включении сведений об ООО "ГеоНика" в реестр недобросовестных поставщиков, указав, что заказчиком не был соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
В силу пункта 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062), ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 8 Правил N 1062 предусмотрено, что в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как установлено судами, в составе обращения Министерства, направленного в антимонопольный орган, отсутствовали документы, подтверждающие направление обществу решения (приказа) об одностороннем отказе от исполнения контракта телеграммой (либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи), как того требуют положения части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах антимонопольной орган сделал правильный вывод о том, что Министерство (заказчик) не выполнило требование части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Неисполнение действий, указанных в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2014 N ИА/11004/14 к обстоятельствам, исключающим возможность принятия решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, относится, в том числе неисполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 по делу N А55-27297/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в составе обращения Министерства, направленного в антимонопольный орган, отсутствовали документы, подтверждающие направление обществу решения (приказа) об одностороннем отказе от исполнения контракта телеграммой (либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи), как того требуют положения части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах антимонопольной орган сделал правильный вывод о том, что Министерство (заказчик) не выполнило требование части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Неисполнение действий, указанных в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2014 N ИА/11004/14 к обстоятельствам, исключающим возможность принятия решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, относится, в том числе неисполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф06-539/15 по делу N А55-27297/2014