г. Казань |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А55-25044/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ю.)
по делу N А55-25044/2014
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Стройград" о взыскании задолженности и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройград" о взыскании 4763082,28 руб. задолженности и 5402907,91 руб. пеней.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015, Арбитражный суд Самарской области иск удовлетворил частично.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований в полном объеме.
Лица участвующие в деле, уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей.
Суд рассмотрел жалобу в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая задолженность за аренду земельного участка, суды обеих инстанций исходили из того что, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 для земель федеральной собственности. Поскольку земельный участок, являющийся объектом спорного договора аренды, предоставлялся истцу для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размер арендной платы, по мнению судов, должен определяться в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, и составлять 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утверждена Методика определения размера арендной платы, в соответствии с которой за период по 25.02.2013 расчет арендной платы производился по формуле А = Скад ? Ка ? Кс ? Ки.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 8 внесены изменения в Постановление N 308, в соответствии с которыми размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков, установленный в зависимости от периода использования земельного участка, по формуле Ап = Кад ? %.
Указанное постановление вступило в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу постановления Правительства Самарской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, применяемой при расчете арендной платы, опубликовано 23.01.2013.
Договор от 03.06.2005 г. N 022066з аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата, и методика ее определения, предусмотренная постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8, подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких условиях судами обеих инстанций при рассмотрении спора неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену обжалуемых судебных актов и направление дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А55-25044/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор от 03.06.2005 г. N 022066з аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата, и методика ее определения, предусмотренная постановлениями Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и от 22.01.2013 N 8, подлежит применению с момента вступления в силу этих нормативных правовых актов и не требует дополнительного изменения договора.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 установлено, что положения постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не противоречат пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2015 г. N Ф06-26052/15 по делу N А55-25044/2014