г. Казань |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А65-8424/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Кузнецов В.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-8424/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Татбурнефть", г. Альметьевск (ОГРН 1081644000492, ИНН 1644047828) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, от 11.12.2014 N 4196, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Татбурнефть" (далее - ООО "УК "Татбурнефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 11.12.2014 N 4196 о доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 997 938 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по РТ от 11.12.2014 N 4196 о доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 997 938 руб., как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации, и обязал инспекцию устранить нарушение прав ООО "УК "Татбурнефть".
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить, ссылаясь на применение судами закона, не подлежащего применению, без учета всех обстоятельств по делу. Также налоговый орган ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Татбурнефть" возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Также общество ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Татбурнефть" 21.07.2014 в Межрайонную ИФНС России N 16 по РТ представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год. По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 23.10.2014 N 26294 (л.д. 54-58).
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 11.12.2014 N 4196 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу за 2011 год доначислен земельный налог в сумме 997 938 руб. (л.д. 59-63).
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что общество неверно применило размер стоимости земельных участков, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан". Налоговый орган считает, что земельный налог за 2011 год должен быть уплачен обществом исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан от 03.02.2015 N 2.14-0-18/002452@ жалоба общества оставлена без удовлетворения (л.д. 68-70).
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "УК "Татбурнефть" оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить обществу доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
При исчислении суммы земельного налога за 2011 год общество обоснованно руководствовалось сведениями о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, содержащимися в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
При данных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа от 11.12.2014 N 4196 о доначислении заявителю земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 899 429 руб., не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, вследствие чего данное решение инспекции правомерно признано судами незаконным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А65-8424/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
...
При данных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа от 11.12.2014 N 4196 о доначислении заявителю земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 899 429 руб., не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, вследствие чего данное решение инспекции правомерно признано судами незаконным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2015 г. N Ф06-1248/15 по делу N А65-8424/2015