г. Казань |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А55-29589/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Урусова В.С., доверенность от 22.11.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОНУС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Семушкин В.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-29589/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОНУС", г. Тольятти Самарской области (ОГРН 1036301000570) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным распоряжения, третье лицо: мэрия городского округа Тольятти, Самарская область,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТОНУС" (далее - общество, ООО "ТОНУС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - административный орган, Территориальное управление Росимущества) от 08.10.2014 N 539-р "О предоставлении в собственность ООО "ТОНУС", находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти. Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101159:528, площадью 2278 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предоставленный для дальнейшей эксплуатации здания бани, имеющего местоположение, установленное относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6, и обязании Территориального управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТОНУС" путем принятия решения об установлении стоимости выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101159:528, площадью 2 278 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предоставленный для дальнейшей эксплуатации здания бани, имеющего местоположение, установленное относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина. д. 6, равной 2,5 % его кадастровой стоимости.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия городского округа Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
ООО "ТОНУС" является собственником здания литера А, А1-Баня N 11, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101159:528 площадью 2278 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предоставленный для дальнейшей эксплуатации здания бани, имеющего местоположение, установленное относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6, который передан обществу в аренду на основании договора от 22.04.2008 N 1760 между Мэрией городского округа Тольятти и ООО "ТОНУС", зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 04.06.2008 N 63-63-09/037/2008-938.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101159:528 площадью 2278 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предоставленный для дальнейшей эксплуатации здания бани, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6 согласно выписке из ЕГРП от 23.07.2014 N 09/013/2014-818 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (номер регистрации 63-09-1/2000-24810). Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 17.07.2000.
30.07.2014 ООО "Тонус" обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101159:528 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости, установленной пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, поскольку испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования и в период со дня вступления в силу Вводного закона до 01.07.2012 в отношении него осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Территориальное управление Росимущества приняло распоряжение от 08.10.2014 N 539-р "О предоставлении в собственность ООО "ТОНУС", находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6", во исполнение которого направило в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, указав в ней выкупную стоимость земельного участка в размере 20 559 223 руб. 36 коп.
Распоряжением от 27.11.2014 N 678-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Самарской области от 08.10.2014 N 539-р" и дополнительное соглашение к договору купли-продажи земельного участка, в пункте 2 установлена стоимость земельного участка в размере 5 471 756 руб.
Считая данное распоряжение в части установления выкупной стоимости земельного участка, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ТОНУС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, исходили из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ.
Установив, что в момент заключения и регистрации договора аренды земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101159:528 находился в собственности Российской Федерации, в связи с чем мэрия городского округа Тольятти неправомерно распорядилась земельным участком и поэтому договор аренды земельного участка от 22.04.2008 N 1760 является недействительным (ничтожным) на основании статьи 168 ГК РФ как не соответствующий требованиям статьи 209, 608 ГК РФ, суды пришли к выводу, что Территориальное управление Росимущества правомерно отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости, установленной пунктом 1 статьи 2 Вводного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения.
Поскольку общество является собственником недвижимого имущества, то имеет исключительное право на предоставление в собственность или в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации этого объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Вводного закона собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
В силу пункта 1 статьи 2 Вводного закона при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Суды установили, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО "ТОНУС" правомерно обратилось в Территориальное управление Росимущества, как к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Самарской области, находящимися в государственной собственности и указанный орган является надлежащим ответчиком по заявленным в суд требованиям.
Между тем судебная коллегия считает, что указанный вывод судов является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникает у Российской Федерации; субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, осуществляемой на основании актов об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 ранее действующий порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен (введением статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ), участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, о чем также отмечалось в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11.
На то, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, указал и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Таким образом, право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким- либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
При рассмотрении спора судами установлено, что объект капитального строительства - здание литера А, А1-Баня N 11, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Кулибина, д. 6, был отчужден из муниципальной собственности, что подтверждается планом приватизации Муниципального предприятия бытового обслуживания "ТОНУС", утвержденным Фондом имущества г. Тольятти Самарской области 14.12.1992. Испрашиваемый земельный участок площадью 2278 кв. м, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ООО "ТОНУС" на основании постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 21.12.1998 N 2289-2/12-98 для дальнейшей эксплуатации здания бани, которое впоследствии переоформлено им на право аренды.
Учитывая, что в силу статьи 12 ГК РФ под защитой гражданских прав рассматривается неприменение судом акта государственного органа, противоречащего закону, суд считает возможным не применять свидетельство о госрегистрации, распространив на данный акт положения абзаца 12 статьи 12 ГК РФ. Таким образом, факт государственной регистрации права собственности правового значения не имеет.
При этом суд исходит из законодательных принципов разграничения прав на земельные участки между различными органами публичной собственности (статья 3.1).
Поскольку на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок (17.07.2000) нежилое здание бани являлось муниципальной собственностью, спорный земельный участок в силу закона не мог быть отнесен к федеральной собственности, на него в силу прямого указания закона - приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, части 3 статьи 3.1 Вводного закона возникло право собственности муниципального образования.
Следовательно, выводы судов о правомерном рассмотрении Территориальным управлением Росимущества заявления общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и правомерном отказе Территориальным управлением Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене являются незаконными. Однако эти выводы не привели к принятию незаконного решения и постановления, поскольку с заявлением о выкупе земельного участка ООО "ТОНУС" обратилось к неуполномоченному лицу.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, решение от 09.04.2015 и постановление от 17.06.2015 подлежит оставлению без изменении.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А55-29589/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок (17.07.2000) нежилое здание бани являлось муниципальной собственностью, спорный земельный участок в силу закона не мог быть отнесен к федеральной собственности, на него в силу прямого указания закона - приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, части 3 статьи 3.1 Вводного закона возникло право собственности муниципального образования.
Следовательно, выводы судов о правомерном рассмотрении Территориальным управлением Росимущества заявления общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и правомерном отказе Территориальным управлением Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене являются незаконными. Однако эти выводы не привели к принятию незаконного решения и постановления, поскольку с заявлением о выкупе земельного участка ООО "ТОНУС" обратилось к неуполномоченному лицу.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, решение от 09.04.2015 и постановление от 17.06.2015 подлежит оставлению без изменении."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2015 г. N Ф06-1171/15 по делу N А55-29589/2014