г. Казань |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А65-29920/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А65-29920/2014
по заявлению частного охранного предприятия "ГРОМ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан о признании решения о регистрации ликвидации муниципального унитарного предприятия "Камские Поляны" содержащиеся в сведениях в Едином государственном реестре юридических лиц относительно муниципального унитарного предприятия "Камские Поляны" от 30.10.2013 недействительным, третье лицо: Емельянов Владимир Григорьевич, исполняющий обязанности ликвидатора муниципального унитарного предприятия "Камские Поляны",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "ГРОМ" (далее - заявитель, общество, ООО ЧОП "ГРОМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан (далее - госорган, инспекция) о признании решения о регистрации ликвидации муниципального унитарного предприятия "Камские Поляны" (далее - предприятие, МУП "Камские Поляны") содержащиеся в сведениях в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) относительно МУП "Камские Поляны" от 30.10.2013 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным решение инспекции о регистрации ликвидации МУП "Камские Поляны" от 30.10.2013, содержащиеся в сведениях в ЕГРЮЛ относительно предприятия и обязал госорган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе госорган просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. По мнению инспекции, у судов не имелось оснований для признания недействительной государственной регистрации прекращения деятельности МУП "Камские Поляны", поскольку регистрирующим органом соблюден порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица; в инспекцию представлены все необходимые документы и в полном объеме; оснований для отказа в регистрации не имелось.
ООО ЧОП "ГРОМ" отзыв не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Госорган о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своего представителя не обеспечил.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 22.12.2009 Арбитражный суд Республики Татарстан по делу N А65-30067/2009 в пользу общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия "НСБ" (далее - ООО ЧОП "НСБ") с МУП "Камские Поляны" взыскал сумму долга в размере 313 311,83 руб.
31.01.2013 судебным приставом-исполнителем Нижнекамского отдела Управления Федеральной налоговой службы судебных приставов по Республике Татарстан в отношении МУП "Камские Поляны" возбуждено исполнительское производство N 4392/13/41/16.
01.02.2013 ООО ЧОП "НСБ" переступило права требования долга ООО ЧОП "ГРОМ".
14.02.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником с ООО ЧОП "НСБ" на ООО ЧОП "ГРОМ".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2013 в удовлетворении заявлении о процессуальном правопреемстве общества в рамках дела N А65-30067/2009 было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 определение суда первой инстанции от 01.11.2013 отменено, заявление ООО ЧОП "ГРОМ" о процессуальном правопреемстве удовлетворено.
Из письма Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 12.11.2014 заявителю стало известно, что на основании заявления директора МУП "Камские Поляны" Емельянова Владимира Григорьевича (далее - Емельянов В.Г., ликвидатор) инспекцией 30.10.2013 была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ МУП "Камские Поляны", в связи с ликвидацией предприятия, в результате чего, судебным приставом-исполнителем 06.11.2014 было вынесено постановление о прекращении исполнительного производства от 31.01.2013 N 4392/13/41/16.
Полагая, что у инспекции отсутствовали законные основания для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что при государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией был нарушен порядок ликвидации, предусмотренный действующим законодательством, в результате чего были нарушены права и законные интересы ООО ЧОП "ГРОМ" как кредитора в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с вышеназванным Кодексом, другими законами (пункты 1 и 2 статьи 62 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 и пункта 4 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 статьи 21 вышеназванного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В ходе судебного разбирательства, судами установлено, что на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией у МУП "Камские Поляны" имелись неисполненные обязательства перед ООО ЧОП "ГРОМ". Кроме того, ликвидатор письменно не уведомил заявителя о ликвидации предприятия, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка представленным в материалы дела документам и сделан обоснованный вывод о том, что согласно требованиям действующего законодательства Емельянов В.Е. проявляя должную осмотрительность, в целях выявления кредиторской задолженности должен был потребовать у участников и бывшего директора Хайбуллина Т.М. документы, на основании которых был составлен акт приема-передачи от 12.07.2010 N 5, что им не было сделано.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что регистрация ликвидации МУП "Камские Поляны" и последующее исключение данного предприятия из ЕГРЮЛ произведены на основании документов, содержащих недостоверные сведения, суды правомерно признали решение инспекции о государственной регистрации прекращения деятельности предприятия, в связи с его ликвидацией, нарушающим права заявителя как кредитора, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что порядок государственной регистрации ликвидации МУП "Камские Поляны" соблюден, поскольку на государственную регистрацию ликвидатором представлен полный пакет документов, установленный Законом о государственной регистрации, а у инспекции отсутствует обязанность проверять достоверность представленных на государственную регистрацию документов, судами рассмотрен и обоснованно отклонен, переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Довод инспекции о том, что общество обратилось с заявлением с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку, заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, ООО ЧОП "ГРОМ" указал, что о ликвидации МУП "Камские Поляны" ему стало известно из постановления судебного пристава-исполнителя Амирзянова Р.Р. от 06.11.2014.
Оценка причем пропуска данного срока, как уважительных является усмотрением суда. Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции фактически признал уважительной причиной пропуска срока и восстановил данный срок.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу N А65-29920/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) (пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).
...
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2015 г. N Ф06-959/15 по делу N А65-29920/2014