г. Казань |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А65-4157/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Анварова Н.Н. (доверенность от 08.07.2015),
ответчика - Сосновской С.Н. (доверенность от 09.04.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015 (судья Аппакова Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-4157/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Системы документооборота", г. Казань (ИНН 1660130174, ОГРН 1091690045831) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным приказа от 27.12.2013 N 02/619,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Системы документооборота" (далее - ООО "Системы документооборота", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 30.12.2014 N 02/527 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", исключении сведений об ООО "Системы документооборота" из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. При этом антимонопольный орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку ООО "Системы документооборота" на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в географических границах Республики Татарстан имело долю 100%. По мнению антимонопольного органа, суды не учли факт проведения им опроса потребителей, которые подтвердили, что другие системы электронного документооборота, существующие на территории Республики Татарстан, не могут считаться взаимозаменяемыми по отношению к единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан (далее - ЕМСЭД) и сообщили об отсутствии целесообразности подключения к другим программным продуктам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Системы документооборота" возражает против доводов антимонопольного органа и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказом УФАС по РТ от 30.12.2014 N 02/527 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" ООО "Системы документооборота" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - реестр) с долей 100% на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
Уведомление о включении в реестр было направлено заявителю 14.01.2015. При этом к уведомлению не был приложен аналитический отчет, в котором в соответствии с пунктом 8 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила), отражается анализ состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению ЕМСЭД от декабря 2014 года был предоставлен УФАС по РТ в ответ на запрос заявителя от 21.01.2015 N 21/01-01.
Данный аналитический отчет составлен по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке услуг эксплуатации, технической поддержки и внедрения ЕМСЭД в географических границах Республики Татарстан в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
Временной интервал исследования товарного рынка: с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013; продуктовые границы товарного рынка: услуги по эксплуатации, технической поддержке и внедрению ЕМСЭД; географические границы товарного рынка: Республика Татарстан; состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке: ООО "Системы документооборота"; доля ООО "Системы документооборота" на товарном рынке - 100%.
Заявитель, полагая, что приказ УФАС по РТ от 30.12.2014 N 02/527 противоречит закону и нарушает его права, оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 13 Правил основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются: а) аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе; б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
Требования к содержанию аналитического отчета, который является одним из оснований для включения, изменения и исключения сведений о хозяйствующем субъекте, различны и зависят от административной процедуры исполнения государственной функции ведения реестра. Административные процедуры, осуществляемые в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра, а также последовательность действий, выполняемых в рамках каждой процедуры, определены в разделе III Административного регламента.
Согласно пункту 1.3. Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.
На основании пункта 3.1. Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.
Из материалов дела следует, что при предварительном определении товара УФАС по РТ в аналитическом отчете ссылается на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 72.20 разработка программного обеспечения и консультирование в этой области), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД". Антимонопольным органом приведены ссылки на нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие сферу делопроизводства в органах государственной власти, а также акты Президента и Правительства Республики Татарстан, относящиеся к ЕМСЭД органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан. При этом антимонопольный орган относит услуги по эксплуатации, технической поддержке и внедрению ЕМСЭД органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан к самостоятельному товарному рынку, не имеющему никакого отношения к обширному рынку внедрения и сопровождения систем электронного документооборота в России и Республике Татарстан.
Однако, как указано судами, государственные контракты от 21.05.2013 N 16/13-Г и от 04.02.2014 N 3/14-Г на эксплуатацию, техническую поддержку и внедрение ЕМСЭД органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан не содержат обязательств заявителя по разработке какого-либо программного обеспечения.
Судами также установлено, что в аналитическом отчете не выполнялись два этапа процедуры определения продуктовых границ товарного рынка, указанные в пункте 3.1. Порядка, в том числе: выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.
В нарушение пункта 3.6. Порядка в аналитическом отчете не приведено ссылок на экспертные оценки и не производился анализ сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг). Также аналитический отчет УФАС по РТ не содержит сведений о тестах и расчетах, предусмотренных пунктом 3.8. Порядка.
Суды согласились с доводом заявителя о том, что антимонопольный орган в своем аналитическом отчете не провел разделение рынка товара (рынок разработки программного обеспечения и реализации лицензий) и рынка услуг по обслуживанию товара. При этом, утверждая, что территориальные органы федеральных органов государственной власти подключены к ЕМСЭД (Росреестр, ФСС, Пенсионный фонд РФ и т.д.), антимонопольный орган не учел тот факт, что заявитель, согласно государственным контрактам от 21.05.2013 N 16/13-Г и от 04.02.2014 N 3/14-Г, не оказывает услуг по эксплуатации, технической поддержке и внедрению ЕМСЭД данным органам государственной власти.
Таким образом, раздел III аналитического отчета "Определение продуктовых границ товарного рынка" не соответствует Порядку, так как подготовлен с нарушением пунктов 3.6., 3.7., 3.8., 3.9., 3.10 Порядка.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Согласно пункту 4.3 Порядка, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются, в том числе: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара); организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара); расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования); региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения); условия, правила и обычаи делового оборота.
В соответствии с пунктом 4.5. Порядка, определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами: методом "тест гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка, методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
Из аналитического отчета не усматривается, что УФАС по РТ производилось определение географических границ товарного рынка вышеперечисленными методами.
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к государственному контракту услуги по эксплуатации, технической поддержке и внедрению ЕМСЭД органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан оказываются на территории Российской Федерации, а также на территории дальнего и ближнего зарубежья.
Выводы антимонопольного органа о географических границах соответствующего товарного рынка, а также доводы о том, что потребители услуг, подключенные к ЕМСЭД, имеют возможность получать услуги по государственному контракту только на территории Республики Татарстан, являются необоснованными. При этом при определении географических границ товарного рынка УФАС по РТ не учтена главная особенность рынка услуг технической поддержки и в частности рынка внедрения, эксплуатации и сопровождения СЭД - возможность оказания услуг удаленно за счет применения информационных и коммуникационных технологий (в том числе облачных вычислений).
Группа компаний ООО "Системы документооборота" также оказывает услуги по эксплуатации, внедрению и сопровождению СЭД по всей России, в том числе в г. Москве, Республике Татарстан, Приморском крае, Республике Ингушетия и т.д.
При данных обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о нарушении УФАС по РТ требований антимонопольного законодательства в ходе анализа товарного рынка при определении продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, при расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Кроме того, аналитический отчет не содержит полной и объективной оценки состояния исследуемого товарного рынка и конкурентной среды на рынке, что, в свою очередь, не может быть признано обоснованным и являться основанием для включения ООО "Системы документооборота" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Оспариваемый обществом приказ УФАС по РТ от 30.12.2014 N 02/527 нарушает права и законные интересы ООО "Системы документооборота", создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организации, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35%, обязаны согласовывать с антимонопольным органом определенные виды сделок в порядке, предусмотренном статьями 32, 33, 34 названного Закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" включение организации в реестр затрагивает ее интересы, состоящие в правильном определении доли названной организации на товарном рынке и доведении объективной информации об этом до неопределенного круга лиц.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А65-4157/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемый обществом приказ УФАС по РТ от 30.12.2014 N 02/527 нарушает права и законные интересы ООО "Системы документооборота", создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организации, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35%, обязаны согласовывать с антимонопольным органом определенные виды сделок в порядке, предусмотренном статьями 32, 33, 34 названного Закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" включение организации в реестр затрагивает ее интересы, состоящие в правильном определении доли названной организации на товарном рынке и доведении объективной информации об этом до неопределенного круга лиц."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2015 г. N Ф06-1598/15 по делу N А65-4157/2015