г. Казань |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А55-13004/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 (судья Плотникова Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-13004/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Средневолжскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ИНН 6317021642, ОГРН 1036300660417) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ИНН 6315856460, ОГРН 1106315004003) о взыскании 66 942,95 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Линейное управление, ответчик N 1) стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в сумме 51 117,72 руб. и взыскании за счет казны Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества, ответчик N 2) стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в сумме 15 825,23 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015, исковые требования удовлетворены: с Линейного управления в пользу Общества взыскана стоимость электрической энергии в сумме 51 117,72 руб.; с Российской Федерации в лице Управления Росимущества за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскана стоимость электрической энергии в сумме 15 825,23 руб.
Не согласившись с названными судебными актами, Управление Росимущества обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Общества к Управлению Росимущества, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, фактическим пользователем здания, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, Привокзальная площадь, является Линейное управление, в связи с чем судами сделан ошибочный вывод о взыскании с Российской Федерации стоимости фактически потребленных коммунальных ресурсов за период с 17.01.2014 по февраль 2014 года в сумме 15 825,23 руб.
Общество в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в пределах доводов жалобы в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является сетевой организацией, поскольку владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Обществом было проведено обследование объектов электроснабжения потребителей, расположенных на территории Самарской области, присоединенных к электрическим сетям Общества, в ходе которого были выявлены факты бездоговорного потребления электроэнергии объектами, в которых расположены Линейный отдел полиции ст. Жигулевское море (Самарская область, г. Тольятти, ул. Железнодорожная, д. 24 а) и Линейный отдел полиции ст. Чапаевск (Самарская область, г. Чапаевск, Привокзальная площадь), о чем составлены акты от 31.12.2013 N 12, 31.12.2013 N 16, от 31.01.2014 N 01, 31.01.2014 N 3, от 02.02.2014 N 02, 28.02.2014 N 4.
На основании данных актов истцом были произведены расчеты объема бездоговорного потребления ответчиком N 1 электрической энергии за период с декабря 2013 года по февраля 2014 года, согласно которым объем бездоговорного потребления электроэнергии за названный период составил 21 152 кВт.ч на сумму 66 942,96 руб.
Истцом в адрес ответчика N 1 были направлены письма от 24.01.2014, 25.02.2014 и 25.03.2014 с требованиями об уплате указанной суммы с приложением счетов-фактур, расчетов и копий актов о бездоговорном потреблении, которые оставлены последним без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик N 1 факт потребления электрической энергии не оспаривал, указывая, что договорные отношения не оформлены в письменной форме, поскольку он не является ни собственником, ни балансодержателем, ни арендатором данных зданий, на которые производился отпуск электрической энергии.
Ответчик N 2 указывал, что фактическим пользователем здания, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, Привокзальная площадь, является Линейное управление, в связи с чем Управление Росимущества является ненадлежащим ответчиком по делу. Вместе с тем, ответчик N 2 не оспаривал тот факт, что собственником упомянутого здания является Российская Федерация.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из статей 539-548 ГК РФ потребление и оплата энергии регулируются договором между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении бездоговорного потребления электроэнергии регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442).
Согласно пункту 2 Положений N 442 бездоговорным потреблением электрической энергии признается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В соответствии с пунктом 167 Положения N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (пункт 192 Положений N 442).
На основании пункта 194 Положений N 442 расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 196 Положений N 442.
Согласно пункту 196 Положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с пунктом 84 Положений N 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке упомянутых норм процессуального права представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, установив, что ответчик N 1 являлся лицом, фактически потребившим коммунальные ресурсы, доказательства принадлежности зданий кому-либо на праве собственности отсутствуют, факт бездоговорного потребления ответчиком N 1 электрической энергии подтвержден документально и им не оспаривался, доказательств оплаты задолженности ответчиком N 1 не представлено, суды взыскали с ответчика N 1 стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 51 117,72 руб.
В данной части судебные акты сторонами не оспариваются.
Также судами установлено, что нежилое одноэтажное здание общей площадью 302,4 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, Привокзальная площадь, с 17.01.2014 является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.01.2014.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
С учетом изложенного суды правомерно сделали вывод о том, что с момента государственной регистрации права федеральной собственности стоимость бездоговорного потребления электрической энергии должен оплачивать собственник, а именно Российская Федерация.
В силу пунктов 1, 3 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, органом, осуществляющим управление федеральным имуществом на территории Самарской области, является ответчик N 2.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что требования о взыскании с Российской Федерации стоимости фактически потребленных коммунальных ресурсов за период с 17.01.2014 по февраль 2014 года в сумме 15 825,23 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные Управлением Росимущества в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами предыдущих инстанций обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А55-13004/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 3 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, органом, осуществляющим управление федеральным имуществом на территории Самарской области, является ответчик N 2."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2015 г. N Ф06-310/15 по делу N А55-13004/2014