г. Казань |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А55-27672/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заинтересованного лица (администрации муниципального района Кошкинский Самарской области) - Храмовой В.Н. по доверенности от 21.01.2015
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
иных заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная передвижная механизированная колонна", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6321317113, ОГРН 1136320015611)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-27672/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Областная передвижная механизированная колонна", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6321317113, ОГРН 1136320015611), заинтересованные лица - администрация муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области, Комитет управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, с. Кошки Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6321198240, ОГРН 1076320027640) об оспаривании действий и распоряжения о признании незаконным предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Областная передвижная механизированная колонна" (далее - общество "ОПМК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом изменения предмета заявленных требований, о признании незаконными действий администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Администрация), выразившихся в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143 площадью 41 809 кв.м. в безвозмездное срочное пользование общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (далее - общество "Стройкомплект"); об обязании Администрации устранить допущенное нарушение посредством проведения аукциона, предметом которого является продажа права на заключение договоров аренды незастроенных земельных участков, выделенных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143, для жилищного строительства; о признании незаконным распоряжения Главы муниципального района Кошкинский Самарской области от 17.12.2013 N 483-Р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143 площадью 41 809 кв.м. в безвозмездное срочное пользование общества "Стройкомплект" и заключении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, а также об обязании Администрации отменить указанное распоряжение.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация, Комитет управления муниципальным имуществом администрации муниципального района Кошкинский Самарской области (далее - Комитет), общество "Стройкомплект".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "ОПМК" просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что предметом государственного и муниципального контракта является приобретение жилых помещений посредством участия в долевом строительстве, при этом действующее законодательство не предусматривает предоставление муниципальных земель под проект долевого строительства коммерческим организациям. Также заявитель полагает, что площадь земельного участка, предоставленного в аренду общества "Стройкомплект" была достаточной для строительства жилых домов и предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование необоснованно.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в газете "Волжская коммуна" от 16.07.2013 N 236 Комитет разместил информацию о предоставлении в аренду из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143 площадью 41 809 кв.м. для строительства.
Между Администрацией (арендодатель) и обществом "Стройкомплект" (арендатор) заключен договор от 19.08.2013 N 106 об аренде части земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143, площадью 11 000 кв.м., находящийся по адресу Самарская область, Кошкинский район, село Кошки, улица Привольная и Поселковая, для строительства одноэтажных жилых домов, сроком на 11 месяцев - до 18.07.2014.
В рамках исполнения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комитет разместил муниципальные заказы на приобретение посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории муниципального района Кошкинский Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С обществом "Стройкомплект", как победителем аукционов, Комитет заключил муниципальные контракты от 20.11.2013 N 2136313, от 25.11.2013 N 214639.
По заявлению общества "Стройкомплект" от 16.12.2013 в рамках областной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2012-2015 годы" распоряжением Главы администрации муниципального района Кошкинский Самарской области от 17.12.2013 N 483-Р на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 24, статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальных контрактов от 25.11.2013 N 214639 и от 20.11.2013 N 213613, обществу "Стройкомплект" предоставлен в безвозмездное срочное пользование на срок строительства до 01.07.2014 земельный участок с кадастровым номером 63:24:1303006:143, площадью 41 809 кв.м., для строительства одноэтажных жилых домов.
На основании этого распоряжения между муниципальным районом Кошкинский Самарской области и обществом "Стройкомплект" заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 17.12.2013 N 261 для строительства одноэтажных многоквартирных жилых домов, на срок до 01.07.2014.
Между Администрацией и обществом "Стройкомплект" 30.06.2014 заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению от 27.06.2013 N 1513 о предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета, предусмотренных на финансирование областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области" на 2013 год. Согласно этому дополнительному соглашению срок строительства продлен до 30.08.2014.
Дополнительным соглашением от 30.06.2014 к договору безвозмездного срочного пользования земельным участком от 17.12.2013 N 261 срок безвозмездного срочного пользования земельным участком продлен до 30.08.2014.
Общество "ОПМК" 21.07.2014 обратилось в адрес Главы администрации муниципального района Кошкинский Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 63:24:1303006:143, площадью 30 000 кв.м., находящийся по адресу: Самарская область, Кошкинский район, село Кошки, улица Привольная Поселковая, для строительства одноэтажных жилых домов, сроком на 11 месяцев.
Письмом от 04.08.2014 N 258 Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что 16.12.2013 договор аренды от 19.08.2013 N 106 расторгнут, а земельный участок с кадастровым номером 63:24:1303006:143 площадью 41 809 кв.м. предоставлен в безвозмездное срочное пользование обществу "Стройкомплект" по договору от 17.12.2013 N 261 для строительства одноэтажных многоквартирных жилых домов.
Полагая, что действия Администрации и распоряжение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование являются незаконными, общество "ОПМК" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые действия и распоряжение соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Данные вывод суд кассационной инстанции находит соответствующим нормам права и представленным доказательствам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства в собственность или в аренду по результатам аукционов, за исключением случаев, установленных, в том числе, подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Следовательно, по указанному основанию земельный участок может быть предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования только исполнителю заказа, размещенного в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Судебные инстанции, установив, что общество "Стройкомплект" является победителем аукциона на строительство одноэтажных многоквартирных жилых домов, с которым заключены муниципальные контракты, пришли к правомерному выводу о том, что к спорным правоотношениям применимы положения подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Итоги аукционов и указанные муниципальные контракты в судебном порядке не оспорены.
При этом судами принято во внимание, что общество "Стройкомплект" получило свидетельства о государственной регистрации права на построенные малоэтажные многоквартирные жилые дома, а земельный участок с кадастровым номером 63:24:1303006:143 на основании распоряжения Главы муниципального района Кошкинский Самарской области от 13.02.2015 N 81 - Р разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 63:24:1303006:599, 63:24:1303006:600, 63:24:1303006:601, 63:24:1303006:602, 63:24:1303006:603, 63:24:1303006:604, 63:24:1303006:605, 63:24:1303006:606.
Указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности и в постоянном бессрочном пользовании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации.
Оспариваемое распоряжение не нарушает права общества "ОПМК", поскольку срок предоставления земельного участка истек, что не препятствует обществу "ОПМК" обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду для строительства в установленном порядке.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По существу доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
При принятии кассационной жалобы к производству обществу "ОПМК" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, в ее удовлетворении отказано, то в силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А55-27672/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Областная передвижная механизированная колонна" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 руб.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
...
Судебные инстанции, установив, что общество "Стройкомплект" является победителем аукциона на строительство одноэтажных многоквартирных жилых домов, с которым заключены муниципальные контракты, пришли к правомерному выводу о том, что к спорным правоотношениям применимы положения подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2015 г. N Ф06-1316/15 по делу N А55-27672/2014