г. Казань |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А57-8275/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Романовой В.В., доверенность от 12.01.2015 N 7,
ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Севрюгиной Д.В., доверенность от 08.05.2015 N 04-13/006119,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Севрюгиной Д.В., доверенность от 12.05.2015 N 05-17/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Торговый Дом "ТЦ - Поволжье"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-8275/2015
по заявлению открытого акционерного общества Торговый Дом "ТЦ - Поволжье", г. Саратов (ИНН 6453012534, ОГРН 1026403040894),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, г. Саратов (ИНН 6453078895, ОГРН 1046405319410),
Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 26.01.2015 N 13865 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения открытого акционерного общества Торговый Дом "ТЦ - Поволжье",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" (далее - ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье", общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения инспекции от 26.01.2015 N 13865 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО ТД "ТЦ - Поволжье".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконным решения налогового органа отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО ТД "ТЦ - Поволжье" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции по данному делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 15.10.2015 до 15 часов 45 минут 22.10.2015.
Представитель ответчиков Буйнаковская Н.Г., представлявшая интересы ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова по доверенности от 12.05.2014 N 04-11/005894, интересы Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области по доверенности от 28.01.2015 N 05-17/3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещена.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующему.
30.01.2014 ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год на сумму 9 533 563 руб.
29.04.2014 обществом в инспекцию представлена первая уточнённая налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой сумма земельного налога к уплате в бюджет составила 9 534 905 руб.
04.07.2014 ОАО Торговый Дом "ТЦ - Поволжье" в налоговый орган представлена вторая уточнённая налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой земельный налог исчислен на основании кадастровой стоимости земли, установленной в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 04.07.2014 второй уточнённой налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогом которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 09.10.2014 N 7604.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 26.01.2015 N 13865 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 3 637 370 руб., начислены штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 727 474 руб. и пени в сумме 289 495 руб. 82 коп.
Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 26.01.2015 N 13865 в соответствии со статьями 101 и 101.2 Кодекса обжаловано заявителем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, решением которого от 02.04.2015 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
ОАО Торговый Дом "ТЦ-Поволжье", полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 01.01.2013 действовала кадастровая оценка земель, установленная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", в связи с чем посчитал правомерным применение размера новой кадастровой стоимости, утвержденной указанным распоряжением, поскольку ее применение улучшило положение налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Кодекса подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014, а значит применение налогоплательщиком кадастровой стоимости, утвержденной данным распоряжением при исчислении земельного налога за 2013 год, не может быть признано обоснованным.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Торговый дом "ТЦ-Поволжье" при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
Однако, распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р не содержит указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14.
Указание даты - 02.06.2012 в распоряжении Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Кодекса подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014.
Таким образом, по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 Кодекса момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельных участков.
В этой связи является верным вывод апелляционного суда о том, что заявителем необоснованно применена кадастровая стоимость при исчислении земельного налога, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
Однако постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11).
Поэтому в рассматриваемом случае при расчете земельного налога за отчетные периоды 2013 года подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.
С учетом указанных обстоятельств, судебные акты не могут считаться обоснованными и законными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованием закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А57-8275/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
...
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2015 г. N Ф06-693/15 по делу N А57-8275/2015
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-693/15
22.10.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-693/15
29.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6780/15
15.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8275/15