г. Казань |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А55-8445/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Кузнецова В.А., доверенность от 20.10.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2015 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-8445/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (ОГРН 1046300800336, ИНН 6318142978), г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2015 N 129-11139-15/5 по делу об административном правонарушении по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (далее - ООО "Инженерные сети", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, Управление, антимонопольный орган) о назначении административного наказания по делу N 129-11139-15/5 об административном правонарушении по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о снижении размера административного штрафа под условием того, что обществу будет отказано в отмене постановления по заявленным требованиям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Инженерные сети" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Инженерные сети" является сетевой организацией, относящейся к субъектам розничного рынка электрической энергии.
УФАС России по Самарской области при осуществлении контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации) при осуществлении контроля в виде систематического наблюдения и анализа информации по состоянию на 29.01.2015 выявлено отсутствие информации, которая должна быть размещена в соответствии с пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия информации в 2014 и 2015 годах, о чем составлен акт осмотра интернет-сайта от 29.01.2015.
Управление в адрес общества направило письмо от 02.02.2015 N 771/5 о предоставлении сведений (информации), свидетельствующих о раскрытии ООО "Инженерные сети" информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия информации по состоянию на 29.01.2015.
Общество письмом от 24.02.2015 представило письменные пояснения, копию устава, копию бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год, сообщило, что подлежащую раскрытию информацию в печатном издании не публиковало из-за отсутствия денежных средств, на интернет-сайте информацию не размещало в связи с отсутствием ответственного лица за раскрытие информации.
Изучив представленные документы, УФАС России по Самарской области пришло к выводу о допущенных ООО "Инженерные сети" нарушениях порядка, способов и сроков раскрытия информации в печатном издании и электронном средстве массовой информации, предусмотренных пунктами 9 и 11 Стандартов раскрытия информации.
По выявленному факту правонарушения антимонопольным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ, постановлением Управления от 24.03.2015 N 129-11139-15/5 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектами розничных рынков, в силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Инженерные сети" осуществляет возмездную деятельность по передаче электрической энергии, таким образом является субъектом розничного рынка электрической энергии, сетевой организацией, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и субъектом естественной монополии, в связи с чем на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации обязано раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
Перечень подлежащей обязательному опубликованию информации приведен, в том числе в пунктах 9, 11 Стандартов раскрытия информации.
ООО "Инженерные сети" не отрицает, что не раскрыло информацию в соответствии с пунктом 9, 11 Стандартов раскрытия информации, однако полагает, что совершенное им деяние может быть признано малозначительным, так как отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Инженерные сети", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии и субъектом естественной монополии, не раскрыло информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 9, подпунктами "а", "б", "д", "е", "ж", "з" пункта 11 Стандартов раскрытия информации в 2014 - 2015 годах.
ООО "Инженерные сети" имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но не предприняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежаще исполнить требования действующего законодательства, обществом в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Требования Стандартов раскрытия информации являются обязательными для всех субъектов розничного рынка электрической энергии безотносительно к размеру выручки субъекта от оказания данной услуги и вне зависимости от того, является для них деятельность по передаче электрической энергии основной или вспомогательной.
Суды установили, что на протяжении длительного периода ООО "Инженерные сети" не выполняло предусмотренную для сетевой организации обязанность по раскрытию информации, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к выполнению публичных обязанностей.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций учли все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и пришли к обоснованному выводу о том, что административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 данного постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что действия ООО "Инженерные сети" по неисполнению требований Стандартов раскрытия информации не являются исключительным случаем, позволяющим признать правонарушение малозначительным.
Довод общества о том, что отсутствие размещения информации не могло вызвать существенного ущемления прав потребителей и обладает низкой общественной опасностью, не может служить основанием для освобождения от ответственности.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о раскрытии информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Целью раскрытия информации является обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации. Несоблюдение обществом требований Стандартов раскрытия информации свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Инженерные сети" к исполнению публичных обязанностей, а также об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Самарской области и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу N А55-8445/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций учли все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и пришли к обоснованному выводу о том, что административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2015 г. N Ф06-1428/15 по делу N А55-8445/2015