г.Самара |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А55-8445/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" - директора Шиняева В.П. (протокол N 3 от 26 июня 2013 года), представителя Евдокимовой Н.В. (доверенность от 25 июля 2015 года),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области --представителя Фадеева И.И. (доверенность от 25 августа 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2015 года по делу N А55-8445/2015 (судья Лихоманенко О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (ОГРН 1046300800336, ИНН 6318142978), г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 марта 2015 года N 129-11139-15/5 по делу об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (далее - ООО "Инженерные сети", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, антимонопольный орган) о назначении административного наказания по делу N 129-11139-15/5 об административном правонарушении по ст.9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель общества также заявил ходатайство о снижении размера административного штрафа. Вместе с тем указанное ходатайство заявлено под условием того, что обществу судом будет отказано в отмене постановления по заявленным требованиям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Инженерные сети" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения, поскольку отсутствие информации не могло вызвать существенного ущемления прав потребителей, правонарушение обладает низкой общественной опасностью.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
ООО "Инженерные сети" является сетевой организаций, относящейся к субъектам розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Сетевые организации в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", являются субъектами розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лип при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) настоящего документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме. Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие, деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную службу по тарифам.
Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в обходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования; г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного каптала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 01 июня.
Указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию: а) организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями (далее - сетевые организации) на официальных сайтах, указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в иных средствах массовой информации - ежегодно, до 01 апреля; б) системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления) на официальных сайтах субъектов оперативно-диспетчерского управления или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 01 июня; в) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 01 июня.
Указанная в подпункте "г" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 настоящего документа, по форме согласно приложению к стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 Стандартов, раскрывает информацию: а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; а(1)) о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов, содержащего информацию о размере таких расходов; б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования: о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше; с 01 октября 2013 года - о наличии объема свободной для технологического соединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем видам напряжения; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация); в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации, поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, их и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности; в(1)) о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, в разбивке по уровням напряжения; г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров распределения, нагрузок и уровней напряжения; д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров; услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием новых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, новых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров: е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического "соединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты; (1)) о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), и 13.14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации: 2) об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении (технологическою присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении; ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру литания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год); з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок; и) о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса; порядок определения стоимости, если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса); к) о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность надлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, включая: наименование лица, которое намеревается осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств, и его контактные данные; объем планируемой к перераспределению максимальной мощности; наименование и место нахождения центра питания; л) о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным законом исполнительной власти: м) об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии; или (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя.
Согласно пункту 11(1) Стандартов информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской грации, ежемесячно.
В соответствии с пунктом 11(2) Стандартов информация в отношении подстанций распределительных пунктов напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по уровням напряжения, указанная в подпунктах "в" и "д" пункта 11 настоящего документа, предоставляется потребителю в течение 7 дней со дня поступления соответствующего письменного запроса.
До 01 октября 2013 года информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" 11 настоящего документа, предоставляется потребителю в течение 7 дней со дня поступления соответствующего письменного запроса.
Пунктом 11(3) Стандартов предусмотрено, что информация, указанная в подпункте "г" пункта 11 настоящего документа, предоставляется субъектам оперативно-диспетчерского управления 2 раза в год в конце каждого полугодия текущего года.
Согласно пункту 11(4) Стандартов информация, указанная в подпункте "к" пункта настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определенном Правительством Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от лица, намеревающегося осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, а также направляется по письменному запросу заинтересованным лицам в течение 7 рабочих дней со дня получения такого запроса.
В соответствии с пунктом 11(5) Стандартов информация, указанная в подпункте "е (1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или па ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация, указанная в подпункте "е(2)" пункта 11 настоящего документа, подлежит доведению до сведения заявителей с момента поступления заявки на технологическое присоединение и совершения сетевой организацией дальнейших юридически значимых действий по рассмотрению этой заявки, заключению и исполнению договора об осуществлении технологического присоединения в отношении каждой заявки, поступающей в сетевую организацию, с использованием личного кабинета заявителя на официальном саше сетевой организации или ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок создания личного кабинета определяется сетевой организацией самостоятельно.
Пунктом 11(6) Стандартов предусмотрено, что информация, указанная в подпункте "л" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 11 (7) Стандартов информация, указанная в подпункте "а(1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 5 дней со дня поступления в сетевую организацию решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 12 Стандартов, информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 01 марта.
Информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" и в подпункте "в(1)" пункта 11, а с 01 октября 2013 года - в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
Информация, указанная в абзаце восемнадцатом подпункта "б" пункта 11 и подпункте "м" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
Информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 01 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.
Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.
Информация, указанная в подпункте "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений.
В случае, если появление свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности в центре питания связано с отказом потребителей услуг полностью или частично от максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств, то информация, указанная в абзаце шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 3 дней со дня, с которого максимальная мощность потребителя услуг считается сниженной.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 января 2004 года N 24, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
УФАС России по Самарской области при осуществлении контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации при осуществлении контроля в виде систематического наблюдения и анализа информации по состоянию на 29 января 2015 года выявлено отсутствие информации, которая должна быть размещена в соответствии с п.9, 11 Стандартов раскрытия информации в 2014 и 2015 годах, о чем составлен акт осмотра интернет-сайта от 29 января 2015 года.
УФАС России по Самарской области в адрес ООО "Инженерные сети" было направлено письмо от 02 февраля 2015 года исх. N 771/5 о предоставлении сведений (информации), свидетельствующих о раскрытии ООО "Инженерные сети" информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия информации по состоянию на 29 января 2015 года.
Общество письмом от 24 февраля 2015 года представило письменные пояснения, копию устава, копию бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год и сообщило, что ООО "Инженерные сети" подлежащую раскрытию информацию в печатном издании не публиковало из-за отсутствия денежных средств, на интернет-сайте информацию не размещало в связи с отсутствием ответственного лица за раскрытие информации.
Изучив представленные документы, УФАС России по Самарской области пришло к выводу о допущенных ООО "Инженерные сети" нарушениях порядка, способов и сроков раскрытия информации в печатном издании и электронном средстве массовой информации, предусмотренных п.9 и 11 Стандартов раскрытия информации.
По выявленному факту правонарушения начальником отдела контроля законодательства в сфере естественных монополий и электроэнергетики УФАС России по Самарской области в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.15 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя общества при надлежащем извещении о времени и месте совершения данного процессуального действия.
В соответствии со ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением руководителя УФАС России по Самарской области от 24 марта 2015 года по делу N 129-11139-15/5 ООО "Инженерные сети" привлечено к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
ООО "Инженерные сети" не отрицает, что не раскрыло информацию в соответствии с п.9, 11 Стандартов раскрытия информации. Однако полагает, что совершенное им деяние может быть признано малозначительным, так как отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Указанные доводы судом первой инстанции не приняты в связи со следующими обстоятельствами:
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 того же постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд первой инстанции посчитал, что действия ООО "Инженерные сети" по неисполнению требований Стандартов раскрытия информации не являются исключительным случаем, позволяющим признать правонарушение малозначительным.
Довод общества о том, что отсутствие размещения информации не могло вызвать существенного ущемления прав потребителей и обладает низкой общественной опасностью, поскольку из полученных ответов потребителей следует указанный вывод, не может служить основанием для освобождения от ответственности.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о раскрытии информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Целью раскрытия информации является обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации. Несоблюдение обществом требований Стандартов раскрытия информации свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Инженерные сети" к исполнению публичных обязанностей, а также об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, судом учитывается, что пренебрежительное отношение общества к исполнению публично-правовых обязанностей проявилось в длительном периоде совершения нарушения в 2014-2015 годах. При этом обществом в соответствии со ст.65 АПК РФ не представлены доказательства объективной невозможности исполнения обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.
В ходе рассмотрения материалов дела антимонопольным органом полно и всесторонне исследованы все существенные обстоятельства по делу.
Нарушения норм КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не усматривается.
При вынесении указанного постановления учтены все обстоятельства, предусмотренные ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, в том числе отсутствие как обстоятельств, отягчающих, так и смягчающих административную ответственность. Наказание за совершенное ООО "Инженерные сети" правонарушение назначено в пределах минимальной санкции, установленной ст.9.15 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела в рассматриваемом случае не имеется.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требований ООО "Инженерные сети" суд первой инстанции обоснованно отказал.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности совершенного обществом правонарушения не принимаются. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности в совершенном обществом противоправном деянии.
Ссылки общества на то, что отсутствие информации не могло вызвать существенного ущемления прав потребителей, правонарушение обладает низкой общественной опасностью, необоснованны. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области установленного государством порядка раскрытия информации на соответствующем товарном рынке заключается в создании препятствий для реализации государственной политики в области антимонопольного регулирования, в сфере электроэнергетики, ограничило и затруднило обеспечение доступа к подлежащей раскрытию информации неограниченного круга лиц.
По утверждению антимонопольного органа, заявитель осуществляет регулируемую деятельность как сетевая организация на протяжении длительного периода времени Данное обстоятельство подтверждает, что общество должно было знать об имеющейся у него обязанности по раскрытию информации и выполнять ее в соответствии с требованиями законодательства: раскрывать информацию в полном объеме и в установленные сроки.
Добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, оно может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего её на основании ст.4.2 КоАП РФ.
Кроме того, в силу ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 10 июня 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2015 года по делу N А55-8445/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8445/2015
Истец: ООО "Инженерные сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области