г. Казань |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А72-17002/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Елочка", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (председательствующий судья - Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А72-17002/2013
по заявлению товарищества собственников жилья "Дальний", г. Ульяновск (ИНН 7326007244), товарищества собственников жилья "Елочка", г. Ульяновск (ОГРН 1027301403436, ИНН 7326022250) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городская теплосеть", г. Ульяновск (ОГРН 1027301171380, ИНН 7303026603), министерства экономического развития Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным решения от 18.10.2013 по делу N 9875/04-2013,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дальний" (далее - ТСЖ "Дальний", заявитель) и товарищество собственников жилья "Елочка" (далее - ТСЖ "Елочка", заявитель) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган, Управление) от 18.10.2013 по делу N 9875/04-2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ТСЖ "Елочка" обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в УФАС России по Ульяновской области поступили заявления ТСЖ "Елочка" (вх. от 08.05.2013 N 3925) и ТСЖ "Дальний" (вх. от 28.05.2013 N 4616). Согласно обращениям в Управлении ТСЖ "Елочка" и ТСЖ "Дальний" находятся многоквартирные дома с четырехтрубной системой теплоснабжения. Поставщиком горячей воды для ТСЖ является Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть" (далее - УМУП "Городская теплосеть"). Ежемесячно ТСЖ "Дальний" предоставляет в УМУП "Городская теплосеть" распечатки с приборов учета и акты о месячном отпуске тепловой энергии на теплопункт ЮРК.
В январе 2013 года у ТСЖ "Дальний" не приняли вышеуказанные акты, сославшись на неполное указание расхода тепловой энергии на нужды горячее водоснабжение (далее - ГВС), и предложили самостоятельно дописать Гкал по ГВС, рассчитанные вручную.
УМУП "Городская теплосеть" пояснило, что дополнительные Гкал, дописанные вручную в актах, это показатели расхода тепловой энергии на подогрев воды до температуры горячей воды.
По мнению ТСЖ, стоимость тепловой энергии на подогрев воды входит в стоимость тарифа на ГВС (компонента на тепловую энергию). Таким образом, по мнению ТСЖ, УМУП "Городская теплосеть", добавляя тепловую энергию, затраченную на подогрев воды, дважды учитывает подогрев воды до температуры циркуляции.
На основании данных заявлений приказом руководителя УФАС России по Ульяновской области от 10.06.2013 N 140/1 было возбуждено дело N 9875/04-2013 по признакам нарушения УМУП "Городская теплосеть" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Решением от 18.10.2013 УФАС России по Ульяновской области прекратило рассмотрение дела в отношении УМУП "Городская теплосеть" по части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях, рассматриваемых комиссией.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ обжаловали его в судебном порядке.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования.
Услуга по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По настоящему делу установлено, что между УМУП "Городская теплосеть" и ТСЖ "Дальний", ТСЖ "Елочка" заключены договоры энергоснабжения от 01.03.2006 N 325, от 01.03.2006 N 428, соответственно. Система теплоснабжения указанных ТСЖ является открытой.
УМУП "Городская теплосеть" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, поскольку согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение субъекта - субъекта естественной монополии, действующего на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. Услуга по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии.
Между УМУП "Городская теплосеть" и ТСЖ "Дальний", ТСЖ "Елочка" заключены договоры энергоснабжения от 01.03.2006 N 325, от 01.03.2006 N 428 соответственно. Система теплоснабжения указанных ТСЖ является открытой.
В соответствии с пунктом 9.1 договоров от 01.03.2006 N 325, N 428, заключенных УМУП "Городская теплосеть" с ТСЖ "Дальний", ТСЖ "Елочка", соответственно, учет отпущенной и принятой тепловой энергии осуществляется по приборам коммерческого учета, установленным на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности в соответствии с Правилами учета тепловой энергии или по приборам коммерческого учета на группу зданий и распределяется пропорционально нагрузкам потребителей, указанным в договоре.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя утверждены приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.09.1995 N 954).
Согласно пункту 1.1. данных правил требования правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
В соответствии с пунктом 3.2.1 правил количество тепловой энергии и масса (или объем теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный Договором период по формуле:
-з
Q = Qи) + Qn + (Gn + Gгв + Gy) х (h2 - Ьхв) x 10,
где Qи - тепловая энергия, израсходованная потребителем, по показаниям теплосчетчика;
Qn - тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета. Эта величина указывается в Договоре и учитывается, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности;
Gn - масса сетевой воды, израсходованной потребителем на подпитку систем отопления по показаниям водосчетчика (учитывается для систем, подключенных к тепловым сетям по независимой схеме);
Gгв - масса сетевой воды, израсходованной потребителем на водоразбор, по показаниям водосчетчика (учитывается для открытых систем теплопотребления);
Gy - масса утечки сетевой воды в системах теплопотребления. Ее величина определяется как разность между массой сетевой воды G1 по показанию водосчетчика, установленного на подающем трубопроводе, и суммой масс сетевой воды (G2 + Gra) по показаниям водосчетчиков, установленных соответственно на обратном трубопроводе и трубопроводе горячего водоснабжения: Gy = (G1 - (G2 + Gra));
h2 - энтальпия сетевой воды на выводе обратного трубопровода источника теплоты;
hхв - энтальпия холодной воды, используемой для подпитки систем теплоснабжения на источнике теплоты.
Величины h2 и hxв определяются по соответствующим измеренным на узле учета источника теплоты средним за рассматриваемый период значениям температур и давлений.
Представители завода - изготовителя приборов учета, установленных у заявителей, пояснили, что для существующей схемы размещения теплового узла учета должна быть использована формула 14 паспорта на прибор учета СТУ-1: Q2=M3(h3-hx)-M4(h4-hx), которая после преобразований идентична формуле, указанной в проекте на тепловой узел: Q=G3*(h3-h4)+Grвс*(h4-hxвс).
Средняя температура холодной воды в сети водопровода в г. Ульяновске, использованная для расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению согласно представленным Министерством экономики и планирования Ульяновской области пояснениям составляет 9,4°С. Приборы учета не учитывают вторую часть формулы, то есть М4(h4-hх).
Из представленных актов об объемах поставленной тепловой энергии и пояснений УМУП "Городская теплосеть" следует, что определение объемов потребленной тепловой энергии для нужд ГВС по дому ТСЖ "Елочка" в 2013 году осуществляется УМУП "Городская теплосеть" исходя из показаний общедомовых приборов учета и с досчетом потребленной тепловой энергии с использованием второй части формулы (Q2=Мз(hз-hх)-M4(h4-hx).
Установлено, что вторая часть формулы заявителем не использовалась. Это привело к неучету объемов тепловой энергии, затраченных энергоснобжающей организацией на подогрев холодной воды до необходимой температуры.
Норматив на ГВС применяется лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета.
Исходя из вышеизложенного, суды правомерно пришли к выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно не усмотрел в действиях УМУП "Городская теплосеть" при определении объемов в тепловой энергии, израсходованной для нужд ГВС, нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, суды сослались на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А72-13662/2013; N А72-13663/2013, которыми подтверждена позиция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А72-17002/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Услуга по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
...
УМУП "Городская теплосеть" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, поскольку согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение субъекта - субъекта естественной монополии, действующего на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. Услуга по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2015 г. N Ф06-1412/15 по делу N А72-17002/2013