г. Казань |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А12-41038/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
ответчика - Сидельникова Н.Е., доверенность от 19.06.2015 N юр - 1472/15,
в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения г. Николаевск
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.01.2015 (судья Буланков А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А12-41038/2014
по исковому заявлению администрации городского поселения г. Николаевск (ИНН 3418101754, ОГРН 1053478415980) к открытому акционерному обществу "Газпром Газораспределение Волгоград" (ИНН 3443013847, ОГРН 1023402971514) о взыскании 1 980 610,34 руб., третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Волгоград",
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения г. Николаевск (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Газпром Газораспределение Волгоград" (далее - ОАО "Газпром Газораспределение Волгоград", Общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 870 496,36 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2013 по 01.10.2014 в сумме 110 113,98 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, участвующего в деле, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015, в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, судами не принят во внимание тот факт, что Общество до настоящего времени не заключило договор аренды газораспределительных сетей, находящихся в собственности городского поселения г. Николаевск, и продолжает осуществлять транспортировку газа по этим сетям, в связи с чем Общество сберегает свое имущество путем невнесения суммы арендных платежей.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, городское поселение г. Николаевск является собственником газораспределительных сетей общей протяженностью 17 382,95 м, расположенных в г. Николаевске.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что с 2011 года ответчик перестал заключать договор аренды названных газораспределительных сетей с Администрацией, несмотря на направленные предложения о заключении договора, однако в период с мая 2013 года по сентябрь 2014 года ответчик осуществлял транспортировку природного газа потребителям на территории городского поселения г. Николаевск, используя объекты газоснабжения муниципального образования городского поселения г. Николаевск, то есть незаконно используя имущество в целях реализации основных направлений собственной деятельности, приносящей прибыль, неосновательно обогатился за счет другого лица.
Согласно расчету истца, представленному в материалы дела, размер неосновательного обогащения ответчика в период с 01.05.2013 по 31.12.2013 составил 880 233,60 руб., в период с 01.01.2014 по 01.10.2014 - 990 262,76 руб.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций-собственников Единой системы газоснабжения, организаций-собственников региональных систем газоснабжения, организаций-собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из названных положений Закона о газоснабжении, суды установили, что истец участвует в региональной системе газоснабжения в связи с принадлежностью ему на праве собственности участка газопровода и вправе осуществлять функции газотранспортной организации.
Согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению.
В соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания), услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
В силу пунктов 10, 11, 15 Методических указаний расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется исходя из регулируемой оптовой цены на газ, реализуемой населению, установленной Федеральной службы по тарифам России для данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС); из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (по группе население) для газораспределительных организаций, через газораспределительные сети которых непосредственно осуществляется поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС); из установленного Федеральной службы по тарифам России размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для поставщиков газа (по группе население), осуществляющего его поставку населению на территории данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС).
Следовательно, расходы, связанные с транспортировкой газа по газораспределительным сетям, не находящимся в собственности газораспределительной организации или не принадлежащим ей на других законных основаниях, не могут быть учтены при расчете тарифов на услуги по транспортировке.
Как пояснил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям затраты на обслуживание газопровода, принадлежащего истцу, не были учтены в тарифе, тариф для истца в спорный период не был установлен.
Доходом ответчика при получении платы за поставленный газ с конечных потребителей является стоимость транспортировки газа.
Функции по транспортировке газа ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" осуществляет в рамках договора от 20.11.2008 N Вч-48-2-1067/09 (09-1-0054/09), заключенного с ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград", в соответствии с пунктом 2.1 которого ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" оказывает ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, находящимся в собственности ответчика или на других законных основаниях.
В этой связи, как правильно отметили суды, ответчик транспортирует газ покупателю газа до границ собственных либо арендованных газораспределительных сетей.
В рамках упомянутого договора транспортировки газа, заключенного с третьим лицом, ответчик осуществляет транспортировку газа на территории г. Николаевска только по газораспределительным сетям, которые принадлежат ответчику на праве собственности согласно выданным свидетельствам о государственной регистрации права на объекты газораспределительной сети.
Как установлено судами, ответчик не пользуется и не пользовалось газопроводами истца, не осуществляет транспортировку газа по указанным газопроводам, поскольку осуществляет и осуществляло транспортировку газа только по находящимся в его собственности газопроводам.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчика и отказали в удовлетворении требований истца.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки этих выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А12-41038/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из названных положений Закона о газоснабжении, суды установили, что истец участвует в региональной системе газоснабжения в связи с принадлежностью ему на праве собственности участка газопровода и вправе осуществлять функции газотранспортной организации.
Согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2015 г. N Ф06-27387/15 по делу N А12-41038/2014