г. Казань |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А55-26542/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Валитовой Г.Л. (доверенность от 23.12.2014 N 45), Грициненко Е.В. (доверенность от 01.04.2015 N 09/2015),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-26542/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" (ОГРН 109746264230), г. Самара, к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" (далее - общество "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) о признании права собственности на следующее имущество: здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Урицкая, д. 33А, кадастровый номер 63:01:0114003:13:5; здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Алексея Толстого /ул. Комсомольская, д. 33/18, кадастровый номер 63:01:0809006:543; здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Комсомольская, кадастровый номер 63:01:0809001:539; здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, кадастровый номер 63:01:0503006:551.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество "Оборонэнерго" просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что в ходе приватизации были переданы здания трансформаторных подстанций, но земельные участки в передаточный акт, составляемый в ходе приватизации, не вошли, поскольку они не были выделены и сформированы в размерах, необходимых для эксплуатации передаваемых зданий. Вместе с тем, отсутствие права собственности на земельный участок под спорными объектами не препятствует возникновению (признанию) права собственности на здания трансформаторных подстанций за истцом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" было принято предложение Правительства Российской Федерации о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий по перечню согласно приложению N 8 в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и учреждении Российской Федерацией открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (г. Москва), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал, находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус одна акция каждого из открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, названных в приложении N 8 к настоящему Указу.
Согласно приложению N 8 к Указу в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, находящиеся в федеральной собственности 100 процентов акций минус одна акция каждого из которых вносятся в уставный капитал открытого акционерного общества "Оборонэнерго" включены 11 предприятий, в том числе: 28 электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации, г. Советская Гавань Хабаровского края (пункт 10).
Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 293 принято решение "Об учреждении открытого акционерного общества "Оборонэнерго".
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1327 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" прекращено право оперативного управления федеральных государственных учреждений и закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое и движимое имущество, указанное в приложениях N 1 и N 2.
В приложении N 1 к приказу от 25.11.2009 N 1327 указано имущество: трансформаторная подстанция с 2-мя трансформаторами на 650 кВа N 75, трансформаторная подстанция на два трансформатора 250 кВа N 2742, трансформаторная подстанция с 2-мя трансформаторами на 500 кВа N 2278, трансформаторная подстанция с 1-м трансформатором на 320 кВа N 473, имущество передано из оперативного управления федерального государственного учреждения "Самарская Квартирно-Эксплуатационная часть района".
Объекты переданы от указанного учреждения и приняты федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации, о чем составлены акты от 26.11.2009 по форме N ОС-1а.
Министром Обороны Российской Федерации издан приказ от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно Приказу принято решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации путем преобразования в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (далее - общество "28 Электрическая сеть"). Также Приказом утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса.
В состав имущества федерального государственного унитарного предприятия, подлежащего приватизации, включен ряд объектов (приложение N 1), в том числе: позиции 1716, 1717, 1718, 1719: трансформаторная подстанция, адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Урицкая, д. 33А; трансформаторная подстанция, адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Алексея Толстого/ул. Комсомольская, д. 33/18; трансформаторная подстанция, адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Комсомольская; трансформаторная подстанция, адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, 165.
Между обществом "Оборонэнерго" и обществом "28 Электрическая сеть" подписан договор от 09.06.2011 N 2 о присоединении, предметом которого является осуществление реорганизации в форме присоединения общества "28 Электрическая сеть" к обществу "Оборонэнерго".
В Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности общества "28 Электрическая сеть" путем реорганизации в форме присоединения к обществу "Оборонэнерго".
В материалы дела представлен передаточный акт от 09.06.2011 о переходе прав и обязанностей от общества "28 Электрическая сеть" к обществу "Оборонэнерго" (приложение N 2 к протоколу общего собрания акционеров).
Право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" и право собственности общества "28 Электрическая сеть" на спорные объект не были зарегистрированы в установленном порядке.
В связи с отказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности на спорные нежилые здания, общество "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случая, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2011 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судами установлено, что спорные объекты недвижимости являются отдельно стоящими зданиями, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, которой (в лице уполномоченных государственных органов) принадлежало и право распоряжения земельными участками, на которых находятся здания.
Здание трансформаторной подстанции могло быть приватизировано без приватизации занимаемого зданием земельного участка, в том случае, если земельный участок был изъят из оборота или ограничен в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, обществом "Оборонэнерго" не представлены доказательства отнесения земельных участков под спорными объектами к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, поскольку из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участи видно, что земельные участки отнесены к землям поселений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку право собственности на спорные здания не могло перейти к обществу "Оборонэнерго" в порядке правопреемства, исходя из недействительности сделки приватизации спорного недвижимого имущества, совершенной правопредшественником общества "Оборонэнерго".
Также следует отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу пятого абзаца пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении спорного недвижимого имущества за Федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота". Факт отсутствия государственной регистрации права хозяйственного ведения подтвердили в суде кассационной инстанции представители общества "Оборонэнерго".
Поскольку Федеральное государственное унитарное предприятие "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" не имело прав на недвижимое имущество, то оно не могло передать соответствующие права обществу "28 Электрическая сеть" при приватизации, а также впоследствии - обществу "Оборонэнерго".
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А55-26542/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплева |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Здание трансформаторной подстанции могло быть приватизировано без приватизации занимаемого зданием земельного участка, в том случае, если земельный участок был изъят из оборота или ограничен в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, обществом "Оборонэнерго" не представлены доказательства отнесения земельных участков под спорными объектами к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, поскольку из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участи видно, что земельные участки отнесены к землям поселений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку право собственности на спорные здания не могло перейти к обществу "Оборонэнерго" в порядке правопреемства, исходя из недействительности сделки приватизации спорного недвижимого имущества, совершенной правопредшественником общества "Оборонэнерго".
Также следует отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу пятого абзаца пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2015 г. N Ф06-1688/15 по делу N А55-26542/2014