г. Казань |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А12-3226/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии:
ответчика - Ванюкова А.В., директор; Иванова В.Л., доверенность от 01.01.2015; Кудиновой Е.С., доверенность от 01.01.2015;
третьего лица - Кудиновой Е.С., доверенность от 13.10.2015 N 128;
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2015 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Луговской Н.В.)
по делу N А12-3226/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" о взыскании 148 761 869,45 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в пользу бюджета, в том числе за второе полугодие 2011 год в размере 38 615 578,81 руб., за 2012 год в размере 88 422 777,64 руб. и за 1 квартал 2013 год в размере 21 723 513 руб., с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области, Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, заявитель, госорган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" (далее - МУП "Санитарная очистка", предприятие) о взыскании 148 761 869,45 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления, в том числе, за второе полугодие 2011 года в размере 38 615 578,81 руб., за 2012 год в размере 88 422 777,64 руб. и за 1 квартал 2013 год в размере 21 723 513 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2014 с предприятия в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 год в размере 270 203,34 руб., за 2012 год в размере 771 269,16 руб. и за 1 квартал 2013 год в размере 212 936,21 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2014 ранее принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2015 с предприятия в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за второе полугодие 2011 года - 1 805 312,71 руб., за 2012 год - 3 068 124,75 руб. за 1 квартал 2013 год - 3 400 707,35 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30ю.06.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В отзывах МУП "Санитарная очистка" и администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области, полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает судебный акт суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании информации, поступившей из прокуратуры Волгоградской области, и распоряжения от 21.11.2013 N 178 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.
МУП "Санитарная очистка" оказывает услуги муниципальному образованию, юридическим и физическим лицам по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, осуществляет хозяйственную деятельность по адресам: г. Урюпинск, ул. Б. Мушкетовская, 28; г. Урюпинск, ул. Л. Чайкина, 53; г. Урюпинск, пр. Ленина, 48.
Кроме того, администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области предоставлен МУП "Санитарная очистка" в аренду земельный участок из земель населенных пунктов города Урюпинска Волгоградской области, площадью 136 753 кв.м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, микрорайон Гора Восточная, 87, для временного складирования твердых бытовых отходов на основании договора аренды от 04.10.2013 N 43.
В ходе проверки установлено, что территория свалки по адресу г. Урюпинск, Гора Восточная, 87 находится в искусственно созданном понижении рельефа в непосредственной близости от дороги и населенного пункта. Территория свалки не имеет гидроизоляции, ограждения, доступ к свалке является свободным. На момент осмотра места свалки установлены следы сжигания отходов с изоляцией горевшей массы отходов. Все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства и находятся несанкционированно.
Сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов предприятием не подавались.
Мониторинг за состоянием компонентов природной среды МУП "Санитарная очистка" как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется. Предприятием фактически осуществляется деятельность в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует лицензия на размещение IV класса опасности.
По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Проверяя правильность доначисленной госорганом суммы, суды установили, что МУП "Санитарная очистка" по роду своей деятельности размещает отходы производства.
Законодательством в сфере охраны окружающей среды возложена обязанность на физических и юридических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду вносить плату за негативное воздействие.
Под негативным воздействием на окружающую среду в силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 данного Закона).
Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена также положениями статьи 16 Закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 2 данной статьи к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632). Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период; данные учета оформляются по установленному образцу; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Протоколами биотестирования отходов, размещаемых на полигоне, проведенного Филиалом Федерального Бюджетного Учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области", подтверждается, что ответчиком размещаются в том числе отходы, отнесенные к IV классу опасности.
Согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, согласно которому плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих вещества, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области произвело расчет платы за негативное воздействие на основании письма МУП "Санитарная очистка" от 16.07.2013, где указаны объемы и классы опасности отходов, то есть при определении объема размещенных отходов истец пользовался сведениями, полученными из письма ответчика, адресованного органам прокуратуры.
Данный факт заявителем не отрицается.
С учетом указаний суда кассационной инстанции, а также в соответствии с определением суда первой инстанции при повторном рассмотрении суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными. Вместе с тем, в виду отсутствия доказательств классности отходов и их количества в замере 8 480,9 тонн, за 2012 год 18 279,6 тонн и 1 квартал 2013 года - 4 184,7 тонн размещенных МУП "Санитарная очистка" требования заявителя были удовлетворены частично: за второе полугодие 2011 года в размере 1 805 312,71 руб., за 2012 год в размере 3 068 124,75 руб. и за 1 квартал 2013 год в размере 3 400 707,35 руб.
При этом, судом первой инстанции учтено, что Управление Росприроднадзора по Волгоградской области произвело расчет по представленным в материалы дела ответчиком документам с применением коэффициента плотности ТБО 0,25 т/куб.м, согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2 полугодие 2011 год составляет 1 805 312,71 руб., за 2012 год составляет 3 068 124,75 руб. и за 1 квартал 2013 года составляет 3 400 707,35 руб.
В свою очередь, ответчик произвел контррасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Между тем, как установил суд первой инстанции, данный расчет произведен без учета положений Временных рекомендаций по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха утвержденных Министерством экологии и природы Российской Федерации 02.11.1992 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.11.1992 N 87) и пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, согласно которому в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Доначисления должны быть произведены с применением пятикратно превышающего коэффициента.
При таких обстоятельствах, учитывая выявленные госорганом нарушения в сфере природоохранного законодательства, а именно то, что деятельность по размещению отходов осуществлялась без лицензии; все отходы, размещенные на свалке, не отвечают требованиям санитарного и экологического законодательства; сведения для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов МУП "Санитарная очистка" не подавались; обществом размещаются в том числе отходы IV класса опасности; мониторинг за состоянием компонентов природной среды МУП "Санитарная очистка" как лицом, в пользовании которого находится объект размещения отходов, не ведется; предприятием фактически осуществляется деятельность в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также то, что ответчик, направив самостоятельно в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым признал себя плательщиком, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу N А12-3226/2014 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2015 по делу N А12-3226/2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом указаний суда кассационной инстанции, а также в соответствии с определением суда первой инстанции при повторном рассмотрении суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными. Вместе с тем, в виду отсутствия доказательств классности отходов и их количества в замере 8 480,9 тонн, за 2012 год 18 279,6 тонн и 1 квартал 2013 года - 4 184,7 тонн размещенных МУП "Санитарная очистка" требования заявителя были удовлетворены частично: за второе полугодие 2011 года в размере 1 805 312,71 руб., за 2012 год в размере 3 068 124,75 руб. и за 1 квартал 2013 год в размере 3 400 707,35 руб.
При этом, судом первой инстанции учтено, что Управление Росприроднадзора по Волгоградской области произвело расчет по представленным в материалы дела ответчиком документам с применением коэффициента плотности ТБО 0,25 т/куб.м, согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2 полугодие 2011 год составляет 1 805 312,71 руб., за 2012 год составляет 3 068 124,75 руб. и за 1 квартал 2013 года составляет 3 400 707,35 руб.
В свою очередь, ответчик произвел контррасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Между тем, как установил суд первой инстанции, данный расчет произведен без учета положений Временных рекомендаций по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха утвержденных Министерством экологии и природы Российской Федерации 02.11.1992 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.11.1992 N 87) и пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнения окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, согласно которому в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Доначисления должны быть произведены с применением пятикратно превышающего коэффициента."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2015 г. N Ф06-1351/15 по делу N А12-3226/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11881/2021
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19533/17
20.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14089/16
18.10.2016 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
14.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8913/16
25.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-600/16
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1351/15
30.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2887/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16230/13
20.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6624/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3226/14