г. Казань |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А55-1957/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Долина-Центр-С", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-1957/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Долина - Центр-С", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения, при участии: Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Долина-Центр-С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), администрации городского округа Самара (далее - администрация), с участием третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на стороне заинтересованного лица: Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области (далее - третьи лица) о признании незаконным решения министерства от 17.12.2013 N 12-1/2349/13 об отказе в предоставлении обществу земельного участка площадью 3445,17 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, 23 км, б/н, для осуществления благоустройства, выращивания однолетних и многолетних декоративных растений, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка площадью для осуществления благоустройства, выращивания однолетних и многолетних растений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015, в удовлетворении требований отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На земельном участке площадью 3445,17 кв. м. расположены нежилые здания, находящиеся в собственности общества (проходная кирпичная площадью 18,4 кв. м, магазин площадью 34,3 кв. м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 20.07.2004 серия 63-АБ N 173375, 20.07.2004 серия 63-АБ N 207159.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию данных земельных участков.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 07.08.2013 о предоставлении в собственность за выкуп арендуемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3445,17 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Министерством принято решение N 12-1/2349/13 об отказе в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на ответ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.09.2013 N САМВ-68050, из которого следует, что часть земельного участка относится к территории общего пользования.
Полагая отказ незаконным и нарушающим права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 23, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа. Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30. В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 Инструкции). В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3. Инструкции). При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Для отказа в реализации заявителю исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности и вынесения оспариваемого распоряжения, послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования (в границах улицы Московского шоссе), приватизация которых запрещена.
При этом суды, оценивая имеющиеся доказательства, признали указанный факт доказанным, принимая во внимание выкопировку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в графическом виде относящиеся к спорному земельному участку и подтверждающая нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий.
Суды пришли к выводу, что площадь испрашиваемого земельного участка 3445,17 кв. м в 65 раз превышает площадь объектов недвижимости (52,7 кв.м.), расположенных на испрашиваемом земельном участке. Данный факт свидетельствует о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, необходимых для их использования.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку доказательств по делу. Однако суду кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такого права не предоставлено.
Кассатор не учитывает, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом недвижимости и необходимым для его использования.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А55-1957/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 4, 5 статьи 23, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа. Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30. В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2015 г. N Ф06-2263/15 по делу N А55-1957/2014
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2263/15
31.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9060/15
27.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26054/15
22.05.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1957/14
29.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4101/15
19.01.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17620/13
29.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11439/14
19.06.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1957/14