г. Казань |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А55-24205/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
администрации муниципального района Богатовский Самарской области - Соколова Д.В. (доверенность от 02.11.2015, б/н),
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Нуриева Р.Р.(доверенность от 22.09.2015, N 6-115),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Богатовский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-24205/2014А55-24205/2014
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, к муниципальному казенному учреждению администрации муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, с участием в деле третьих лиц: собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Самарской области, г. Нефтегорск, Министерства финансов Самарской области, г. Самара, Управления Федерального казначейства по
Самарской области, г. Самара, отдела N 8 Управления Федерального казначейства по Самарской области, Самарская область, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Богатовский Самарской области (далее - заявитель, МУП "ПОЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области (далее - администрация), выразившегося в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 по делу N A55-8495/2010, как не соответствующее требованиям пункта 3 статьи 242.5 и пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и об обязании Финансового управления муниципального района Богатовский Самарской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 по делу N A55-8495/2010, до момента полного погашения задолженности по исполнительному листу Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 в сумме 423 393 43 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015, заявленные требования удовлетворены, бездействие администрации, выразившееся в неисполнении исполнительного листа, серии АС N 005955820, выданного 27.05.2014 на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 по делу N А55-8495/2010, признано незаконным, как не соответствующее требованиям статьи 242.5 БК РФ. На финансовый отдел администрации возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ, за исключением операции по исполнению исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного 27.05.2014 на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 по делу N А55-8495/2010, до полного исполнения вышеуказанного исполнительного листа.
Муниципальное казенное учреждение администрации муниципального района Богатовский Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Администрация ссылается на то, что в бюджете муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденном решением собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области (далее - собрание) от 18.12.2013 N 66, не предусмотрена оплата по исполнительным листам. В связи с чем администрация обратилась к председателю собрания с просьбой предусмотреть внесение изменений в бюджет муниципального района Богатовский Самарской области на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., касающихся уплаты по исполнительному листу. 14.09.2014 собрание представителей муниципального района Богатовский Самарской области прекратило свои полномочия. 15.10.2014 был сформирован новый состав собрания. 17.10.2014 администрацией было направлено повторное обращение в адрес председателя с аналогичной просьбой, однако собрание отказало в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа. В связи с чем, по мнению заявителя кассационной жалобы, со стороны администрации отсутствует бездействие при исполнении судебного акта. Свои доводы заявитель кассационной жалобы поддержал в судебном заседании.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий МУП "ПОЖКХ" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Считает, что администрация после получения соответствующего заявления и исполнительного документа не исполнило свою обязанность, предусмотренную нормами права, и не предприняло каких-либо действий, направленных на исполнение исполнительного документа, чем проявило незаконное бездействие, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании 03.11.2015 был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 10.11.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2010 по делу N А55-8495/2010 в отношении МУП "ПОЖКХ" введена процедура конкурсного производства. Конкурсный управляющий муниципального предприятия обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании подозрительной сделки, по результатам рассмотрения которого Арбитражный суд Самарской области по делу NА55-8495/2010 вынес определение от 06.06.2013, которым признал недействительным постановление N 1539 от 31.12.2009 главы муниципального района Богатовский Самарской области в части пункта 1, согласно которому прекращено право хозяйственного ведения МУП "ПОЖКХ" на имущество. При этом суд применил последствия недействительности сделки в виде взыскания с администрации в пользу МУП "ПОЖКХ" 423 393, 43 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда Самарской области от 30.09.2013 по делу N A55-8495/2010 определение первой инстанции оставлено без изменения, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение указанного определения.
05.06.2014 заявление с исполнительным листом было направлено в адрес администрации для исполнения в порядке главы 24.1 БК РФ. 17.06.2014 данное заявление было вручено в соответствие с уведомлением.
На запрос МУП "ПОЖКХ" о ходе исполнения исполнительного документа администрацией был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления об исполнении настоящего документа. Отказ был мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа. В декабре 2013 г. собранием представителей муниципального района Богатовский Самарской области был утвержден бюджет муниципального района Богатовский Самарской области на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. В данном бюджете не была предусмотрена оплата исполнительных листов.
Таким образом, до настоящего времени судебный акт по делу N А55-8495/2010 не исполнен.
Полагая, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, МУП "ПОЖКХ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции, установив незаконность бездействия администрации и нарушение этим прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, согласно частям 2, 5 статьи 201 АПК РФ признал бездействие администрации незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, применив в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя - обязание финансового отдела администрации приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ, за исключением операции по исполнению исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного 27.05.2014 на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2013 по делу N А55-8495/2010, до полного исполнения вышеуказанного исполнительного листа
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие спариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно Положению о финансовом отделе администрации муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденного распоряжением администрации N 486 от 14.11.2013, финансовый отдел является структурным подразделением администрации муниципального района Богатовский Самарской области. Финансовый отдел выполняет следующие задачи: составление и ведение сводной бюджетной росписи, представление сводной бюджетной росписи собранию представителей муниципального района Богатовский; организация исполнения бюджета муниципального района Богатовский.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 статьи 242.1 БК РФ предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах пяти процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ, исполняются судебные акты, предусматривающие обращение взыскания денежных средств на средства местного бюджета по собственным обязательствам муниципальных казенных учреждений при недостаточности у них собственных денежных средств и имущества.
Так, согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления в силу пункта 3 вышеуказанной статьи представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В силу пунктов 4, 5 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос - требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
Названные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
При нарушении должником требований, установленных настоящими нормами, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 242.3 БК РФ на орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом - требованием.
Следовательно, формальное обращение в органы государственной власти о необходимости выделения должнику дополнительных бюджетных ассигнований и отказ данного органа в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа не освобождает должника от обязанности исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки этих выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А55-24205/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
...
В силу части 6 статьи 242.3 БК РФ на орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом - требованием."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2015 г. N Ф06-1667/15 по делу N А55-24205/2014