г. Казань |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А57-26366/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2015 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-26366/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 1036405320456, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании 64 998 руб. 62 коп. задолженности, с участием третьих лиц: муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании 339 276 руб. 48 коп. задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 в отдельное производство выделены исковые требования о взыскании 19 894 руб. 55 коп. задолженности за жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению N 44 по ул. Тархова, д. 4Б за период с 01.06.2011 по 31.07.2014, 5036 руб. 52 коп. по жилому помещению N 2 комната 2 по ул. Тархова, д.15 за период с 01.06.2013 по 31.07.2014, 47 671 руб. 89 коп. по жилому помещению N 146 по ул. Батавина, д.10 за период с 01.06.2011 по 30.06.2014. Делу по данному иску был присвоен N А57-26366/14.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д.4Б за период с 01.11.2012 по 31.07.2014 в размере 19 894 руб. 55 коп., за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д.15 за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 5036 руб. 52 коп., за жилое помещение N146 по ул. Батавина, д.10 за период с 05.12.2011 по 30.06.2014 в размере 40 067 руб. 55 коп., всего 64 998 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что Комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком по делу, в адрес ответчика не направлялись платежные документы, единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий юридическим лицам, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в обслуживании истца находятся жилые помещения N 44 по ул. Тархова, д. 4Б, N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15, N146 по ул. Батавина, д. 10 по договорам, заключенным с ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "5-Микрорайон" и на основании решений общих собраний членов ТСЖ с 2006 года.
Жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б., жилое помещение N 2 комната 2 по ул.Тархова, д. 15, жилое помещение N146 по ул. Батавина, д. 10 принадлежали в спорный период на праве собственности МО "Город Саратов".
Данные жилые помещения согласно документам, представленным КУИ города Саратова, значатся в реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Согласно доводам истца у ответчика за спорный период имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 64 998 руб. 62 коп. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании указанной задолженности
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть избран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества жилых помещений в спорных домах утвержден протоколами общих собраний ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "5-Микрорайон" от 28.04.2006.
Согласно статье 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома.
Истец в обоснование своих требований предоставил суду копии договоров с дополнительными соглашениями о передаче в управление АТСЖ Ленинского района многоквартирных домов, копии протоколов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "5-Микрорайон" от 28.04.2006, подтверждающих размер платы за содержание жилья, текущий ремонт многоквартирных домов.
Одновременно истцом суду предоставлен расчет суммы задолженности по каждому жилому помещению, с указанием тарифов.
Истец предъявил к взысканию задолженность по указанным выше жилым помещениям за содержание общего имущества, ремонт жилья, содержание жилья (лифт), электроэнергию мест общего пользования, отопление в сумме 64 998 руб. 62 коп.
Представленный истцом расчет проверен судами и признан правильным. Ответчик контррасчет не представил.
Довод ответчика о том, что в адрес муниципального образования и Комитета не направлялись платежные документы обоснованно отклонен судами, так как указанное обстоятельство само по себе не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества и несения иных коммунальных расходов.
Довод Комитета по финансам о том, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, также обоснованно отклонен, поскольку право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Указанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской Городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного заявленные требования обоснованно удовлетворены судом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу N А57-26366/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Указанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам.
...
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2015 г. N Ф06-2301/15 по делу N А57-26366/2014