г. Казань |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А57-26670/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Кокшаровой Н.А., доверенность от 30.10.2014 б/н,
Нестерова С.Р., доверенность от 30.10.2014 б/н,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Хозовой Э.О., доверенность от 29.12.2014 N 02-13/0018е.
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Хозовой Э.О., доверенность от 27.11.2014 N 05-17/88,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Универсальный спортивный комплекс "Альбатрос" муниципального образования город Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.05.2015 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-26670/2014
по заявлению муниципального автономного учреждения "Универсальный спортивный комплекс "Альбатрос" муниципального образования город Балаково (ИНН 6439064474, ОГРН 1076439000340)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительными решений, об обязании инспекцию возвратить учреждению штраф в сумме 150 000 рублей, списанный со счета по инкассовому поручению от 10.11.2014 N 173,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение "Универсальный спортивный комплекс "Альбатрос" муниципального образования города Балаково (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - инспекция) от 22.07.2014 N 10345 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление) от 19.09.2014. Заявитель также просил обязать налоговый орган возвратить учреждению 150 000 рублей штрафа, списанный со счета по инкассовому поручению от 10.11.2014 N 173.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.05.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Учреждение представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которому налог, подлежащий уплате в отношении принадлежащих заявителю на праве постоянного бессрочного пользования земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:010404:73 и 64:40:010404:74, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева, д. 114, составил 322 475 рублей.
13.02.2014 налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию N 1 по земельному налогу за 2013 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 2 542 204 рублей, сумма налога к доплате 2 219 729 рублей (2 542 204 - 322 475). Налог по уточненной налоговой декларации N 1 не уплачен.
В период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2013 год учреждение представило уточненную налоговую декларацию N 2 по земельному налогу за 2013 год, сумма налога к уплате составила 2 219 729 рублей. Таким образом, сумма согласно уточненной декларации N 2 не изменилась.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 2 инспекцией, с учетом имеющейся у заявителя переплаты по земельному налогу, принято решение от 22.07.2014 N 10345, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 221 972 рублей 90 копеек штрафа.
Решением управления от 19.09.2014, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы учреждения, решение инспекции отменено в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 71 972 рублей 90 копеек штрафа; в остальной части решение налогового органа утверждено.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования учреждение сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков. Учреждение указало на то, что при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы им правильно применена кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - распоряжение от 28.12.2012 N 989-р).
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за проверяемый период учреждение было обязано применять кадастровую стоимость земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П), которое действовало на 01.01.2013 и утратило силу только 12.02.2013.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 28.12.2012 N 989-р данный документ вступает в силу со дня официального опубликования.
Названное распоряжение от 28.12.2012 N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии". Указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды оно не содержит. Как правильно отметили суды, указание даты - 02.06.2012 в распоряжении от 28.12.2012 N 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные указанным распоряжением, не могли быть применены при исчислении земельного налога за 2013 год. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
На момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление от 07.07.2009 N 270-П. Однако постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление от 07.07.2009 N 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013. При этом в соответствии с пунктом 2 названного постановления от 12.02.2013 N 58-П, оно вступает в силе со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 11.01.2013.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11).
Поэтому использование постановления от 07.07.2009 N 270-П для расчета земельного налога за 2013 год является неправомерным. В данном случае при расчете земельного налога подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость земельных участков на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате учреждением в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и, принимая во внимание все обстоятельства дела, в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 по делу N А57-26670/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные указанным распоряжением, не могли быть применены при исчислении земельного налога за 2013 год. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
...
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2015 г. N Ф06-2766/15 по делу N А57-26670/2014