г. Казань |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А12-3320/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2015 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А12-3320/2015
по исковому заявлению администрации Россошенского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3403020566, ОГРН 1053455072076) к Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (до переименования - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области) (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072) о взыскании 2 586 691 руб. 84 коп., с участием третьих лиц: Комитета финансов Волгоградской области (до переименования - Министерство финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), администрации Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547), общества с ограниченной ответственностью "Анкер-С" (ИНН 3442063531, ОГРН 1033400174686), общества с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой" (ИНН 3443925843, ОГРН 1133443033580),
УСТАНОВИЛ:
администрация Россошенского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (переименованное постановлением губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, далее - Облкомдортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании 2 586 691 руб. 84 коп задолженности по соглашению от 05.11.2014 (регистрационный N 392-14) "о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2015, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015, исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Облкомдортранс Волгоградской области обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и рядом администраций муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области, в т.ч. администрацией поселения заключено соглашение от 05.11.2014 "о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Соглашение N 392-14).
В пункте 1.2 Соглашения N 392-14 предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2014 году в бюджет Россошенского сельского поселения субсидию в размере 2 666 700 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В свою очередь администрация поселения обязалась обеспечить направление в 2014 году средства бюджета поселения на долевое финансирование работ по объектам, включенным в Перечень в размере 26 900 руб.
Из содержания Соглашения N 392-14 следует, что администрация поселения должна заключить по результатам аукциона (конкурса) муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Дополнительным соглашением от 17.12.2014 к Соглашению N 392-14 изменены размеры долей софинансирования, которые составили 2 586 700 руб. из областного бюджета и 26 150 руб. из бюджета поселения.
Во исполнение взятых на себя обязательств по спорному Соглашению администрация поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С" муниципальный контракт от 28.11.2014 N 8/14 "на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с асфальтовым покрытием по ул. Первомайская и ул. Московская, в границах п. Степной Городищенского муниципального района, находящихся по адресу: Волгоградская область, Городищенский р-н, территория Россошенского сельского поселения".
Цена контракта с учетом аукционной скидки составила 2 612 820 руб. 04 коп.
В пункте 4.3 контракта указано, что источниками финансирования являются средства бюджета Волгоградской области (2 586 691 руб. 84 коп.) и бюджета сельского поселения (26 128 руб. 20 коп.). В процентном соотношении финансирование контракта составляет: 80% за счет средств областного бюджета и 20% за счет средств бюджета городского округа.
Справками по форме N КС-2 и N КС-3 подтверждается факт выполнения работ по ремонту дороги к 01.12.2014 на общую сумму 2 612 820 руб. 04 коп.
Платежным поручением от 09.12.2014 N 609 администрация поселения перечислила подрядчику из средств местного бюджета свою долю софинансирования за выполненные работы по ремонту дороги в сумме 26 128 руб. 20 коп., т.е. исполнила собственные расходные обязательства.
Необходимая отчетная документация, предусмотренная спорным Соглашением, представлена в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области своевременно, что никем не оспаривается.
Таким образом, взятые на себя по Соглашению N 392-14 обязательства администрация поселения исполнила надлежащим образом.
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с одной стороны и администрацией поселения с другой стороны был подписан акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, согласно которому кредиторская задолженность областного бюджета по предоставлению субсидии поселению составила 2 586 691 руб. 84 коп.
Бюджетные ассигнования за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в порядке софинансирования работ, выполненных по муниципальному контракту от 28.11.2014 N 8/14, истцу не поступили.
В Арбитражном суде Волгоградской области на рассмотрении находится дело N А12-6151/2-15 о взыскании задолженности по муниципальному контракту по иску общества с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой", которому общество с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С" по цессии уступлено имущественное право требования на сумму 2 586 691 руб. 84 коп.
Предметом спора в рамках настоящего дела являются требования администрации поселения о взыскании за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда области) задолженности в размере 2 586 691 руб. 84 коп. по спорному соглашению о софинансировании ремонтных работ в отношении дорог общего пользования местного значения.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 годах году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п (в редакции от 17.09.2014) в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок).
В Порядке указано, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета. Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований и в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, заключаемым между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и органом местного самоуправления муниципального образования. Форма соглашения утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы органами местного самоуправления на иные цели.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п (в редакции от 30.10.2014 N600-п), в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 20.12.2012 N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2014 год. В частности для Россошенского сельского поселения Городищенского муниципального района предусмотрена субсидия в размере 2 666 700 руб.
Судами обеих инстанций верно указано, что в рассматриваемом случае на основании спорного Соглашения N 392-14 возникли расходные обязательства у субъекта Российской Федерации - Волгоградской области и, следовательно, надлежащим процессуальным ответчиком по делу является Волгоградская область. Сторона по соглашению N 392-14 - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (на момент заключения соглашения) - по статусу казенное учреждение, в договоре выступило как представитель Волгоградской области.
Из пункта 8 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 26.12.2011 N 887-п следует, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области является главным распорядителем средств дорожного фонда. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области осуществляет распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период, в том числе по таким направлениям как: предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; погашение кредиторской задолженности, образовавшейся на начало очередного финансового года.
В пункте 2.1.6 Положения о Комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 29-п предусмотрено, что Облкомдортранс Волгоградской области распределяет выделенные бюджетные ассигнования на государственную поддержку и развитие автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта в Волгоградской области, а также внебюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, довод Облкомдортранса Волгоградской области о том, что он ненадлежащий ответчик по настоящему делу, правомерно признан судами как несостоятельный.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что публичные обязательства по перечислению истцу субсидии, предусмотренной спорным соглашением, подлежали исполнению до 31.12.2014.
Суды верно указали, что спорное соглашение о софинансировании не является гражданско-правовой сделкой. Между тем нормы гражданского законодательства к соглашению могут применяться субсидиарно.
Как следует из материалов дела, спорное соглашение касается реализации статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области".
Согласно части 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленных законом субъекта Российской Федерации, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от: акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации; транспортного налога; иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.
В силу пункта 4 "Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области", утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 26.12.2011 N 887-п, также указано, что бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета и лимиты бюджетных обязательств.
В статье 19 Закона Волгоградской области от 20.11.2014 N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены объемы бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области на 2015 год в сумме 8 385 600 руб. 20 коп.
Облкомдортранс Волгоградской области и Комитет финансов Волгоградской области не доказали объективную невозможность исполнения Волгоградской областью взятых на себя обязательств по спорному соглашению.
Волгоградская область, будучи субъектом правового государства - Российской Федерации, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Последнее предложение абзаца 1 пункта 6.2 Соглашения N 392-14 о том, что окончание срока действия договора (формально само по себе) влечет прекращение обязательств сторон по соглашению (в значении возможности одностороннего и немотивированного отказа от исполнения взятых на себя публичных обязательств) не соответствует последнему абзацу части 4 статьи 174.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 1 Законе Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области".
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы) не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как показывают материалы настоящего дела, существование кредиторской задолженности по спорному соглашению в сумме 2 586 691 руб. 84 коп. Облкомдортрансом Волгоградской области и Комитет финансов Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто. Более того она подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, в связи с чем, эта задолженность по правилам части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается установленной.
Таким образом, оценив представленные сторонами письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца за счет средств дорожного фонда Волгоградской области вышеуказанной задолженности по соглашению от 05.11.2014 N 392-14.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они не опровергают правильности сделанных судами выводов и сводятся к несогласию с ними. Кроме того, доводы кассационной жалобы повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и они являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права судебные инстанции применили верно, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А12-3320/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Последнее предложение абзаца 1 пункта 6.2 Соглашения N 392-14 о том, что окончание срока действия договора (формально само по себе) влечет прекращение обязательств сторон по соглашению (в значении возможности одностороннего и немотивированного отказа от исполнения взятых на себя публичных обязательств) не соответствует последнему абзацу части 4 статьи 174.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 1 Законе Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области".
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы) не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2015 г. N Ф06-2217/15 по делу N А12-3320/2015