Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А06-899/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Мироновой Л.О., доверенность от 30.06.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2015 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-899/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании решения от 30.12.2014 по делу N 73-К-03-14 и предписания от 30.12.2014 по делу N 73-К-03-14 незаконными и их отмене, при участии в качестве заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - заявитель, общество, ОАО "МРСК Юга") с заявлением о признании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 30.12.2014 по делу N 73-К-03-14 незаконными и подлежащими отмене.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2015 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик и заинтересованное лицо в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия ответчика и заинтересованного лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя УФАС по Астраханской области от 14.04.2014 N 201-П о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "МРСК Юга" была проведена проверка, целью и задачей которой явилось соблюдение Астраханским филиалом ОАО "МРСК Юга" в 2011, 2012 и 2013 годах порядка расчета объема безучетного потребления электрической энергии товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, потребительскими кооперативами и управляющими организациями, установленного действующим законодательством.
Решением УФАС по Астраханской области от 30.12.2014 по делу N 73-К-03-14 ОАО "МРСК Юга" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга".
Антимонопольным органом установлено, что нарушение антимонопольного законодательства выразилось в нарушении обществом порядка расчета объема безучетного потребления электрической энергии в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы (далее ООО "Коммунальные системы"), результатом которого могло явиться ущемление его интересов.
На основании указанного решения обществу было выдано предписание от 30.12.2014 N 73-К-03-14 об устранении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка расчета объема безучетного потребления электрической энергии, указанного в расчете к акту о безучетном потреблении электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145П, с требованием в течение десяти рабочих дней с момента получения данного предписания отозвать расчет безучетного потребления электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145П.
Считая доказанным факт безучетного потребления электрической энергии абонентом ООО "Коммунальные системы", а обжалуемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Судами установлено, что ОАО "МРСК Юга" включено в Реестр занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке купли-продажи (поставке) электрической энергии.
01.12.2012 открытое акционерное общество "Астраханская сбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и ООО "Коммунальные системы" (Исполнитель) заключили договор энергоснабжения от 01.12.2012 N 963.
Пунктом 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442) установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с разделом X Постановления N 442 проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договор оказания услуг оперативно - диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
26.12.2013 ОАО "МРСК Юга" проведена проверка прибора учета электрической энергии N 008020023000842, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Дзержинского, 58/1 на предмет выявления потребителем факта безучетного потребления электрической энергии.
По окончании проведения вышеуказанной проверки был составлен акт о безучетном потреблении электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145 П.
Как следует из указанного акта, безучетное потребление ООО "Коммунальные системы" выразилось в самовольной замене трансформаторов тока. К акту был приложен расчет, из которого следует, что при определении объема безучетного потребления электрической энергии ОАО "МРСК Юга" учитывало максимальную мощность энергопринимающего оборудования и количество часов неучтенного потребления. Итоговый объем безучетного потребления электрической энергии по указанному расчету составил 134 707 кВт часов.
О применении обществом указанного порядка расчета так же свидетельствует письмо ОАО "МРСК Юга" от 20.08.2014 N АЭ/1503/851.
Пунктом 194 Постановления N 442 установлено, что расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Постановления N 442.
Из материалов дела следует, что ООО "Коммунальные системы" является исполнителем коммунальных услуг собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Дзержинского, 58/1, о чем свидетельствует договор управления многоквартирным домом от 01.01.2013.
Как верно указали суды, для отношений по безучетному потреблению электроэнергии с участием граждан-потребителей, которые потребляют электроэнергию для бытовых нужд, а равно как и в отношении действующих в интересах граждан-потребителей исполнителей коммунальных услуг применяется специальное правовое регулирование, установленное Основными положениями.
Учет объема электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, является одним из ключевых обстоятельств, влияющих на обязательства граждан по оплате коммунальных ресурсов. Поэтому жилищным законодательством установлен порядок установки общедомового (коллективного) прибора учета, фиксации его показаний, а при его отсутствии - порядок определения объема коммунального ресурса.
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 под безучетным потреблением электрической энергии помимо прочего понимается потребление энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и Основными положениями N 442 порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившемся в совершении потребителем (покупателем) действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности). К числу этих действий помимо прочего относится нарушение пломб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Из пункта 62 Правил N 354 следует, что при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено нарушение.
Согласно пункту 184 Основных положений N 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающей организациями.
Таким образом, по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами N 124, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Следовательно, правовое регулирование правоотношений по поставке коммунальных ресурсов допускает учет фактического потребления энергии только одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента непосредственно на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и применения установленного тарифа на соответствующий вид коммунальных ресурсов.
Как верно указали суды, применение иного способа учета фактического потребления энергии многоквартирными домами, в том числе по правилам пунктов 195, 196 Основных положений N 442 (с использованием максимальной мощности энергопринимающих устройств и количества часов использования мощности в расчетном периоде), прямо противоречит указанной специальной норме жилищного законодательства, подлежащей применению в спорных правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что общество, определив объем безучетного потребления электрической энергии (134 707 кВт. час), указанный в расчете к акту о безучетном потреблении электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145П с применением максимальной мощности и количества часов неучтенного потребления, нарушило порядок расчета объема потребления коммунального ресурса, установленного Правилами N 124, что и привело к ущемлению интересов ООО "Коммунальные системы" собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Дзержинского, 58/1.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Однако прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В рассматриваемом деле антимонопольный орган решением и предписанием по делу N 26-К-03-14 (указанием сетевой организации совершить действия по факту выявленного безучетного потребления) не разрешал гражданско-правовой спор и не указывал на обязанность по уплате задолженности или возмещению убытков.
Предписание заявителю совершить действия по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145П, установленные Правилами N 354, соответствует статье 23 закона о защите конкуренции и входит в полномочия антимонопольного органа.
Таким образом суды пришли к правильному выводу о том, что УФАС по Астраханской области правомерно вынесло оспариваемое решение, которым признало ОАО "МРСК Юга" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и предписание об устанении допущенного нарушения.
Процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "МРСК Юга" антимонопольным органом не нарушена.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" подлежит возвращению излишне уплаченная за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А06-899/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" филиала ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по платежному поручению от 22.09.2015 N 6355.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
...
Предписание заявителю совершить действия по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии от 26.12.2013 N 093-0145П, установленные Правилами N 354, соответствует статье 23 закона о защите конкуренции и входит в полномочия антимонопольного органа.
Таким образом суды пришли к правильному выводу о том, что УФАС по Астраханской области правомерно вынесло оспариваемое решение, которым признало ОАО "МРСК Юга" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и предписание об устанении допущенного нарушения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф06-2680/15 по делу N А06-899/2015
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2680/15
01.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6463/15
28.07.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-899/15
18.05.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-899/15