г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А49-4345/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
истца - Ларина А.В., по доверенности от 24.12.2014 N 98,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пензенская Алкогольная Компания"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи: Холодная С.Т., Кувшинов В.Е.)
по делу N А49-4345/2015
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, к обществу с ограниченной ответственностью "Пензенская Алкогольная Компания" (ИНН 8529042890, ОГРН 1025801017714), г. Пенза, об аннулировании лицензии
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, лицензирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Пензенская Алкогольная Компания" об аннулировании лицензии N 58ЗАП0004457 от 27.04.2015 N 58ЗАП0004457 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 решение суда первой инстанции от 07.07.2015 отменено. Заявленные требования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка удовлетворены. Лицензия от 27.04.2015 N 58ЗАП0004457 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу с ограниченной ответственностью "Пензенская Алкогольная Компания" аннулирована.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет деятельность по закупкам, хранению и поставкам алкогольной продукции на основании лицензии N 58ЗАП0003914 от 11.08.2014 со сроком действия до 21.12.2017. В связи с переоформлением указанной лицензии 27.04.2015 обществу выдана новая лицензия N 58ЗАП0004457 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции со сроком действия до 21.12.2017.
В ходе осуществления лицензионного контроля Росалкогольрегулированием выявлены расхождения между данными, указанными в ТТН N 31 от 25.07.2013, N 000097/6 от 27.01.2014, N 000854/6 от 21.06.2013, N 001081/6 от 14.08.2013, в справках, прилагаемым к указанным ТТН (раздел А) и данных, отраженных в ЕГАИС, по номеру и типу документа, емкости, виду продукции, дате фиксации и количеству отгруженной продукции.
В связи с выявленным правонарушением должностным лицом Росалкогольрегулирования в отношении общества составлен протокол от 16.06.2014 N 06-12/132 об административном правонарушении. Деяние общества квалифицировано по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Лицензирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии общества.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
В статье 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к числу которых относится запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт нарушения обществом оборота алкогольной продукции установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.08.2014 по делу N А49-6523/2014, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, объективная сторона которого выразилась в обороте (поставках) алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Судебным актом установлено несоответствие данных, указанных обществом в ТТН N 31 от 25.07.2013, N 000097/6 от 27.01.2014, N 000854/6 от 21.06.2013, N 001081/6 от 14.08.2013, в справках, прилагаемым к указанным ТТН и данных, отраженных в ЕГАИС, по номеру и типу документа, емкости, виду продукции, дате фиксации и количеству отгруженной продукции.
Таким образом, решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица, установлен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, в силу положений абзаца 17 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ является одним из оснований для аннулирования лицензии общества в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку выявленное нарушение совершено обществом впервые, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств систематического нарушения законодательства в области производства оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, каких-либо негативных последствий для государства, потребителей, а также нарушения чьих-либо прав и законных интересов в результате допущенного правонарушения, суд пришел к правильному выводу о том, применение такой принудительной меры к обществу как аннулирование лицензии в данном случае не соответствует требованиям справедливости и соразмерности наказания, поскольку несоразмерно степени общественной опасности и характеру допущенного им данного конкретного деяния, не отвечает принципу индивидуализации наказания и отказал в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании приказа и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 01.04.2014 N 258, приказа от 16.04.2014 N 300 "О внесении изменений в приказ от 01.04.2014 N 258", приказа от 22.04.2014 N 321 "О внесении изменений в приказ от 01.04.2014 N 258", в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2014 год, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27.12.2013 N 334, была проведена плановая проверка в складских помещениях общества расположенных по адресу: 440015, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Аустрина, д. 133А, нежилое здание, производственный корпус-модуль N 14, кадастровый (условный) номер 58:29:1005002:479, литер А, 1 этаж, помещения NN 2, 3, где хранится алкогольная продукция, как российских заводов изготовителей, так и импортного производства.
В ходе проверки установлено отсутствие корректной фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке вышеуказанной алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.08.2014 по делу N А49-6523/2014 за вышеуказанные правонарушения общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа, основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является: оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
ЕГАИС является основным элементом государственного администрирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Именно ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции (пункт 2 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации N 306-КГ15-624 по делу N А55-10714/2014.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 по делу N А49-4345/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пензенская Алкогольная Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
...
Именно ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции (пункт 2 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-2517/15 по делу N А49-4345/2015