г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А55-30992/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрова А.Л., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Иноземцева А.А. (доверенность от 10.01.2014 N 18/1),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-30992/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" в лице Самарского филиала (ОГРН 1027700166636) к мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" в лице Самарского филиала (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 05.02.2014 N 2877 между Обществом и Мэрией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015, с учетом принятых изменений предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора аренды земельного участка от 05.02.2014 N 2877 между Обществом и Мэрией, пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции:
"2.2. Годовой размер арендной платы за земельный участок составляет 1200 руб. 01 коп. и рассчитывается по формуле:
Аг = Кадастровая стоимость х Процент от кадастровой стоимости, где:
Кадастровая стоимость земельного участка на дату подписания договора составляет 1 500 014 руб. 88 коп. согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.01.2014 N 63-00-10/14-36611.
Кадастровая стоимость может быть изменена в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ, не реже одного раза в 5 лет, и результаты которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru).
Размер процента от кадастровой стоимости земельных участков утверждён постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" и составляет в соответствии с видом строительства "Строительство линий связи и линий электропередачи, а также иных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства" - 0,08 %".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 решение суда первой инстанции от 30.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Мэрии от 27.12.2013 N 4105-п/1 в адрес Общества был направлен договор аренды от 05.02.2014 N 2877 земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:8787 площадью 1872 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, от жилого дома по ул. Ленинградской по ул. Голосова, ул. Баныкина до транспортного кольца, для строительства линии связи - ЛКС ВОЛС "Октябрьский - Самара с ответвлением на г. Тольятти", сроком на 11 месяцев.
Не согласившись с условиями пункта 2.2 договора о размере арендной платы, Общество письмом от 07.04.2014 N 16/2014 направило в адрес Мэрии протокол разногласий, которое получено последней 07.04.2014.
Поскольку Мэрия письмом от 14.05.2014 N 4121/5 отклонила представленные Обществом разногласия, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Так пунктом 4 статьи 22 и пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, применимой к правоотношениям сторон) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, определенная договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Реализуя указанные полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2009 N 582, которым утвердило Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
При этом в силу законодательно закрепленного принципа самостоятельного определения субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и соответствующих полномочий органов публичной власти (в зависимости от вида права собственности на землю) по правовому регулированию вопросов о порядке определения размера арендной платы, утвержденные названным Постановлением от 16.07.2009 N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичная правовая позиция также отражена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном им Обзоре судебной практики от 26.06.2015 N 2 (разъяснения по вопросу N 7).
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" утверждена Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства (Приложение N 2) в соответствии с которой размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области, предоставляемые для строительства (далее - земельные участки), определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами N 1 и N 2.
Процент от кадастровой стоимости земельных участков и дополнительные виды строительства, не поименованные в таблицах N 1 и N 2 настоящей Методики, утверждаются правовым актом органа местного самоуправления, за исключением установления процента от кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, который определяется в соответствии с таблицами N 1 и N 2.
Согласно пункту 4.1 таблицы N 2 "Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства" процент кадастровой стоимости за первые два года строительства по виду строительства линий связи и линий электропередачи, а также иных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства определен в размере 0,08 %.
Таким образом, суд первой инстанции правильно принял пункт 2.2 договора аренды в редакции Общества, определив годовой размер арендной платы на основании постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", исходя из процента кадастровой стоимости земельного участка, равного 0,08.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в спорном случае необходимо применять процент от кадастровой стоимости земельного участка, равный 7,77 (установленный для строительства железных дорог, кабельных линий, газопроводов, трубопроводов, объектов связи), утвержденный решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", подлежит отклонению, поскольку указанное решение применяется лишь при определении размера арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых для дополнительных видов строительства, не поименованных в постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Учитывая, что договор аренды заключен для строительства именно линии связи, данный вид строительства поименован в пункте 4.1 таблицы N 2 Методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, в связи с чем суды правомерно применили установленный указанным постановлением процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, пунктом 8 решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 утвержден процент от кадастровой стоимости земельного участка в размере 7,77 для строительства объектов связи, в то время как спорный земельный участок предоставлен для строительства линии связи.
Вместе с тем, понятия "объект связи" и "линии связи" не являются тождественными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (пункт 7); сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи (пункт 27).
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу N А55-30992/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реализуя указанные полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2009 N 582, которым утвердило Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
При этом в силу законодательно закрепленного принципа самостоятельного определения субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и соответствующих полномочий органов публичной власти (в зависимости от вида права собственности на землю) по правовому регулированию вопросов о порядке определения размера арендной платы, утвержденные названным Постановлением от 16.07.2009 N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, государственная собственность на которые не разграничена.
...
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (пункт 7); сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи (пункт 27)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-2346/15 по делу N А55-30992/2014