г. Казань |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А65-26040/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Бикмуллина А.А. (доверенность от 18.11.2015),
заинтересованного лица (муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") - Чикириной Р.Г. (доверенность от 29.10.2015 N 16179/кхио-исх)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А65-26040/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки", г. Казань (ОГРН 1091690047778, ИНН 1655181991) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани", при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" (далее - ООО "Центр недвижимости и оценки", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани") об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 36 019 кв. м с кадастровым номером 16:50:172025:194, изложенного в письме от 27.10.2014 N 19497/КЗИО-ИСХ; понуждении МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ИК МО г. Казани) предоставить ООО "Центр недвижимости и оценки" в аренду указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015 отменено. Суд признал незаконным решение МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" об отказе в предоставлении ООО "Центр недвижимости и оценки" в аренду земельного участка площадью 36019 кв.м с кадастровым номером 16:50:172025:194, изложенное в письме от 27.10.2014 N 19497/КЗИО-ИСХ и обязал МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении требований к ИК МО г. Казани отказано.
МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2015.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2015 в составе судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю. в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы "КЗИО ИК МО г. Казани" отложено на 19.11.2015 на 12 часов 00 минут.
После отложения рассмотрения дела произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судьи Петрушкина В.А. на судью Карпову В.А., в связи с уходом судьи Петрушкина В.А. в очередной отпуск, в следствии чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ООО "Центр недвижимости и оценки", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением ИК МО г. Казани от 22.05.2014 N 2723 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки" места размещения объектов в жилом массиве Кояшлы", утверждены акт о выборе и схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 46 216 кв. м в жилом массиве Кояшлы, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:104 (категория земель - земли населенных пунктов), а также принято предложение общества о размещении объектов отдыха и туризма на этом земельном участке и установлен вид разрешенного использования - объекты отдыха и туризма; срок действия постановления определен в три года.
На основании заявления ООО "Центр недвижимости и оценки", постановлением ИК МО г.Казани от 26.08.2014 N 5128 в подпункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 приложения N1 постановления от 22.05.2014 N 2723 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка составляет 36 019 кв.м, а также утверждена иная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок площадью 36 019 кв. м по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, жилой массив Кояшлы, сформирован и поставлен на кадастровый учет 07.10.2014 с присвоением кадастрового номера 16:50:172025:194.
ООО "Центр недвижимости и оценки" обратилось в МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" с заявлением от 08.10.2014 N 6 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:194 и заключении договора аренды земельного участка.
МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" письмом от 27.10.2014 N 19497/КЗИО-ИСХ отказало обществу в заключении договора аренды земельного участка, поскольку была изменена площадь земельного участка с 46 216 кв.м на 36 019 кв. м и правомерность принятия решения о предоставлении указанного земельного участка вызывает сомнения. Кроме того, МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" указало, что в Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступила жалоба жителей жилищного комплекса "Кояшлы" о нарушении законодательства при процедуре выбора земельного участка и информировании о предстоящем предоставлении земельного участка.
ООО "Центр недвижимости и оценки", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что органом местного самоуправления не осуществлялось публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства, пришел к выводу о том, что постановления ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N 2723 и от 26.08.2014 N 5128 приняты с нарушением статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что постановления ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N 2723 и от 26.08.2014 N 5128 не отменены и не признаны недействительными.
Как указал суд апелляционной инстанции, в предмет доказывания по настоящему делу не входят обстоятельства, связанные с соблюдением ИК МО г.Казани порядка публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, предусмотренного пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также вопрос о соответствии заявления ООО "Центр недвижимости и оценки" о внесении изменений в постановление ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N 2723 требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ МКУ "КЗИО ИК МО г.Казани" о предоставлении спорного земельного участка в аренду и обязал МКУ "КЗИО ИК МО г.Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Между тем судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на момент возникновения спорных отношений был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом каждый из этапов предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами и юридическими лицами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В случае, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что в предмет доказывания по настоящему делу не входит проверка соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения являются неправильными.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в связи с чем в случае если постановления ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N2723 и от 26.08.2014 N 5128 приняты с нарушением действующего законодательства данные ненормативные акты не подлежат применению и не могут являться основанием для предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования.
Между тем судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам МКУ "ИК МО г. Казани" о том, что органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом необходимо отметить, что органом местного самоуправления была опубликована информация о формировании земельного участка площадью 46 216 кв. м с целью последующего его предоставления для строительства.
Однако в последующем был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 36 019 кв. м.
Данным обстоятельствам судом апелляционной инстанции оценка не дана.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 подлежит отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-26040/2014 на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе проверить была ли соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, соответствуют ли постановления ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N 2723 и от 26.08.2014 N 5128 требованиям действовавшего на момент их принятия законодательства, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А65-26040/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в связи с чем в случае если постановления ИК МО г.Казани от 22.05.2014 N2723 и от 26.08.2014 N 5128 приняты с нарушением действующего законодательства данные ненормативные акты не подлежат применению и не могут являться основанием для предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования.
Между тем судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам МКУ "ИК МО г. Казани" о том, что органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом необходимо отметить, что органом местного самоуправления была опубликована информация о формировании земельного участка площадью 46 216 кв. м с целью последующего его предоставления для строительства.
Однако в последующем был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 36 019 кв. м.
Данным обстоятельствам судом апелляционной инстанции оценка не дана.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 подлежит отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2015 г. N Ф06-1581/15 по делу N А65-26040/2014