г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А06-989/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.05.2015 (Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-989/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод" (ИНН 5506066492; ОГРН 1065506041127), к Астраханской таможне о признании отказа Астраханской таможни, выраженный в письме от 12.11.2014 N 15- 51/18464, в рассмотрении заявления от 23.10.2014 N 08-900 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 3 827 894 руб. 90 коп., не соответствующим положениям главы 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; об обязании Астраханскую таможню в течение 30 календарных дней с момента вступления решения арбитражного суда по настоящему делу в законную силу, возвратить ООО "Омсктехуглерод" денежные средства в сумме 3 827 894 руб. 90 коп., за счет средств соответствующего бюджета,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод" (далее - ООО "Омсктехуглерод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о признании отказа Астраханской таможни, выраженный в письме от 12.11.2014 N 15- 51/18464, в рассмотрении заявления от 23.10.2014 N 08-900 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 3 827 894 руб. 90 коп., не соответствующим положениям главы 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; об обязании Астраханскую таможню в течение 30 календарных дней с момента вступления решения арбитражного суда по настоящему делу в законную силу, возвратить ООО "Омсктехуглерод" денежные средства в сумме 3 827 894 руб.90 коп., за счет средств соответствующего бюджета.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Омсктехуглерод" требования удовлетворены.
Астраханская таможня, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать полностью.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 23.10.2014 ООО "Омсктехуглерод" обратилось в Астраханскую таможню с заявлением N 08-900 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10311090/030114/0000004,10311090/030114/0000007,0311090/030114/0000008,10 311090/030114/0000010,10311090/030114/0000011,10311090/030114/0 000012, 10311090/030114/0000013, 10311090/030114/0000015, 10311090/030114/0000016, 10311090/030114/0000017 в сумме 3 827 894 руб. 90 коп., в связи с излишней уплатой НДС при реимпорте товаров.
В качестве основания для возврата денежных средств были приложены копии судебных актов по делу N А12-3388/2014, которыми были удовлетворены требования ООО "Омскуглерод" о признании незаконными решений таможенного органа выразившихся в отказе выпуска товаров по ДТN 10311090/230813/0005127,N10311090/230813/0005140,N10311090/270813/0005192 , N 10311090/270813/0005193
Астраханская таможня письмом от 12.11.2014 N 15-51/18464 оставило данное заявление без рассмотрения в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишне уплаченных либо излишне взысканных таможенных платежей.
Не согласившись с данным решением, ООО "Омсктехуглерод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 292 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
При этом в соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Согласно п. 3 ст. 293 ТК ТС при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
Судами установлено, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, в связи с чем, оснований для оставления заявления без рассмотрения у таможенного органа не имелось.
Кроме того, судами отмечено, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2014 по делу N А12-3388/2014 признан незаконным отказ Красноармейского таможенного поста Астраханской таможни в выпуске товаров помещенных под процедуру реимпорта в связи с неуплатой ООО "Омсктехуглерод" внутренних налогов (НДС).
На момент обращения ООО "Омсктехуглерод" в Астраханскую таможню с заявлением N 08-900, таможенный орган был осведомлен о том, что уплата таможенных платежей при процедуре реимпорта не требуется.
Из материалов дела следует, что согласно платежного поручения N 7609996 от 20.11.2013 спорные таможенные платежи были перечислены ООО "Омсктехуглерод" в адрес Астраханской таможни.
В соответствии с приложением N 7 к приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н главным администратором доходов при указании в платежном поручении КБК "153" является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что заявление о возврате спорных денежных средств подано в уполномоченный для принятия решения о возврате орган государственной власти.
Следовательно, судами первой и апелляционной инстанций правильно отмечено, что при признании отказа Астраханской таможни в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным, у таможенного органа возникает обязанность вернуть из бюджета спорную сумму.
Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Поскольку оспариваемые действия таможенного органа, по сути свидетельствующие о формальном отказе возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, судами обоснованно удовлетворены требования общества.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А06-989/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке - при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
По мнению общества, оно 23.10.2014 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ в связи с излишней уплатой НДС при реимпорте товаров, однако таможня письмом от 12.11.2014 неправомерно оставила заявление без рассмотрения в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишне уплаченных либо излишне взысканных таможенных платежей.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с мнением заявителя.
В качестве основания для возврата денежных средств были приложены копии судебных актов, которыми были удовлетворены требования общества о признании незаконными решений таможенного органа выразившихся в отказе выпуска товаров, помещенных под процедуру реимпорта, в связи с неуплатой обществом внутренних налогов (НДС).
Судами установлено, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в связи с чем оснований для оставления заявления без рассмотрения у таможенного органа не имелось.
На момент обращения общества в таможню с заявлением таможенный орган был осведомлен о том, что уплаты таможенных платежей при процедуре реимпорта не требуется.
Поскольку оспариваемые действия таможенного органа, по сути свидетельствующие о формальном отказе возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд удовлетворил требования общества.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-2934/15 по делу N А06-989/2015