г. Казань |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А12-2928/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.04.2015 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-2928/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным и отмене решения от 01.10.2014 по делу N 14-01-10-04/278, с привлечением в качестве третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Волгоградский областной радиотелевизионный передающий центр", г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 01.10.2014 по делу N 14-01-10-04/278 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе публичное акционерное общество "МРСК Юга" (далее - заявитель, ПАО "МРСК Юга", общество) с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку ПАО "МРСК Юга" предпринимало все зависящие от него меры, которые требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Также ФГУП "РТРС" ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, во исполнение требования Федеральной антимонопольной службы от 19.03.2014 УФАС по Волгоградской области проведена проверка соблюдения со стороны ПАО "МРСК Юга" антимонопольного законодательства.
По результатам данной проверки УФАС по Волгоградской области 01.10.2014 принято решение по делу N 14-01-10-04/278, которым ПАО "МРСК Юга" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области в виде нарушения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО "МРСК Юга" объекта (техническое здание), расположенного по адресу: Волгоградская область, Чернышковский район, на территории Красноярской сельской администрации, 0,8 км восточнее п. Красноярский, в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 04.02.2013 N 21802-12-00108815-4, заключенным с ФГУП "РТРС". Рассмотрение дела N 14-01-10-04/278 о нарушении антимонопольного законодательства прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение антимонопольного органа незаконно и нарушает права ПАО "МРСК Юга", общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что действия ПАО "МРСК Юга" являются неправомерными, не соответствующими требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В силу абзаца 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а в соответствии со статьей 4 названного Закона к таким видам деятельности отнесены и услуги по передаче электрической энергии.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 названного Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
В пункте 18 Правил технологического присоединения предусмотрен порядок действий по технологическому присоединению, который включает в себя, в том числе, подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором. Завершают указанный процесс фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети сетевой организации.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Нормы, изложенные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Как установлено судебными инстанциями, ПАО "МРСК Юга" (в лице филиала "Волгоградэнерго") занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих обществу и расположенных на территории Волгоградской области.
Кроме того, ПАО "МРСК Юга" является сетевой организацией и, следовательно, осуществляет в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Следовательно, ПАО "МРСК Юга", осуществляя технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обязано соблюдать требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Как следует из материалов дела, 04.02.2013 между ФГУП "РТРС" и ПАО "МРСК Юга" заключен договор N 21802-12-00108815-4 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям общества объекта (техническое здание), расположенного по адресу: Волгоградская область, Чернышковский район, на территории Красноярской сельской администрации, 0,8 км восточнее п. Красноярский (т. 2 л.д. 47-48).
В соответствии с пунктом 1 указанного договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП "РТРС".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора от 04.02.2013 составляет не более одного года со дня заключения настоящего договора.
Для исполнения обязательств по договору технологического присоединения ПАО "МРСК Юга" заключен договор подряда от 16.10.2013 N 34000000024310 с открытым акционерным обществом "Чувашьэнергосетьремонт" (подрядчик) на выполнение работ, направленных на обеспечение технологического присоединения заявителей к объектам ПАО "МРСК Юга".
Предметом указанного договора является осуществление комплекса работ "под ключ" (выполнение проектной и рабочей документации, строительно-монтажных, электромонтажных, пусконаладочных работ с поставкой оборудования и материалов). Срок завершения работ в соответствии с условиями договора - февраль 2014 года. Подрядчиком выдано гарантийное обязательство по исполнению условий договора до 18 апреля 2014 года.
В связи с невыполнением подрядчиком в установленный срок обязательств, для обеспечения выполнения обязательств по договору технологического присоединения от 04.02.2013 ПАО "МРСК Юга" принято решение о выполнении строительно-монтажных работ на объекте в соответствии с распоряжением от 30.05.2014 N 1400-З/247-30.07.2014.
Энергопринимающие устройства ФГУП "РТРС" присоединены к сетям общества 05 августа 2014 года, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 05.08.2014 N 182489 (т. 1 л.д. 150).
Как установлено судами, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО "МРСК Юга", направленных на исполнение договора о технологическом присоединении от 04.02.2013, заключенного с ФГУП "РТРС", составил 1 год 6 месяцев с момента подписания до момента исполнения указанного договора, что не соответствует подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и пункту 5 договора о технологическом присоединении от 04.02.2013.
При этом, как обоснованно отмечено судами, о необходимости строительства линии электропередач обществу было известно в момент заключения договора о технологическом присоединении со сроком исполнения не более 1 года.
Таким образом ПАО "МРСК Юга", являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении ФГУП "РТРС" допустило нарушение требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 года с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов ФГУП "РТРС" путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Следовательно, ПАО "МРСК Юга" нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение УФАС по Волгоградской области от 01.10.2014 по делу N 14-01-10-04/278 является законными и обоснованными.
Довод общества о том, что ПАО "МРСК Юга" предпринимало все зависящие от него меры, которые требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, как не нашедший своего подтверждения материалами дела.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по делу N А12-2928/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО "МРСК Юга", направленных на исполнение договора о технологическом присоединении от 04.02.2013, заключенного с ФГУП "РТРС", составил 1 год 6 месяцев с момента подписания до момента исполнения указанного договора, что не соответствует подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и пункту 5 договора о технологическом присоединении от 04.02.2013.
При этом, как обоснованно отмечено судами, о необходимости строительства линии электропередач обществу было известно в момент заключения договора о технологическом присоединении со сроком исполнения не более 1 года.
Таким образом ПАО "МРСК Юга", являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении ФГУП "РТРС" допустило нарушение требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 года с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов ФГУП "РТРС" путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Следовательно, ПАО "МРСК Юга" нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2015 г. N Ф06-1917/15 по делу N А12-2928/2015