г. Казань |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А55-24307/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-А"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-24307/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-А", город Самара (ОГРН 1026301509838) к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара, с участием третьих лиц: Правительства Самарской области, город Самара, государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", город Самара (ОГРН 1106315001154), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара, администрации городского округа Самара, город Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара, о признании незаконными действий, приказа и обязании устранить допущенные нарушения прав общества.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз-А" (далее - ООО "Союз-А", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с привлечением в качествен третьих лиц: Правительства Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" (далее - ГБУ СО "Региональный центр недвижимости"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управления Росреестра по Самарской области), администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, о признании незаконными приказа от 09.04.2014 N 721 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование третьему лицу и действий Министерства, выраженных в отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления ему проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3095 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Союз-А" просит решение и постановление отменить, дело направит на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по основаниям, изложенным в жалобе.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 19.11.2015 объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 26.11.2015.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 26.11.2015 в 13 часов 30 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Самара от 16.08.2002 N 376 был утвержден акт о выборе земельного участка, предварительно согласовано место размещения и разрешено проектирование временной автомобильной стоянки открытого типа, а также спорный земельный участок был предоставлен ООО "Союз-А" в аренду сроком на 5 лет без права выкупа, участок был поставлен на временный кадастровый учет с номером 63:01:0919002:0004 (т. 1 л.д. 17 - 20).
05 сентября 2013 года заявителю было отказано в предоставлении участка в аренду, поскольку договор аренды заключен не был, правила пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (о предоставлении земельного участка в аренду без аукциона) не применимы. Кроме того, на испрашиваемом участке имеются зеленые насаждения, и участок относится к территории общего пользования.
31 марта 2014 года Министерство отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка по второй заявке, а основанием послужило то, что нарушаются Правила благоустройства на территории г. Самары, а также пункт 2.2.7 Положения об организации автомобильных стоянок и парковок в г.о. Самара, утвержденного постановлением администрации г.о. Самары от 08.09.2009 N 862.
11 сентября 2014 года Общество вновь обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией (т. 1 л.д. 94), но письмом от 15.09.2014 Министерство отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок является собственностью Самарской области, а потому для предоставления участка в аренду необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Правительство Самарской области (т. 1 л.д. 84 - 85).
Считая данный отказ незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке. В ходе рассмотрения дела в суде обществу стало известно, что Министерство приказом от 09.04.2014 N 721 предоставило спорный земельный участок в безвозмездное пользование ГБУ СО "Региональный центр недвижимости".
Считая, что приказ нарушает его права, общество просит признать его незаконным.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 ЗК РФ утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Указанный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает общее правило проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды. Без организации и проведения процедуры торгов земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен исключительно либо в случае подачи одного заявления, либо в случаях, определенных в п. 3.1 Порядка.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в случае если земельный участок испрашивается заявителем в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных действующим законодательством, положения о проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка не применяются.
На основании статьи 34 ЗК РФ, а также в соответствии с Порядком, ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" обратилось с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв.м., под размещение временного объекта.
Приказом Министерства от 09.04.2014 N 721 спорный земельный участок был предоставлен ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" в безвозмездное срочное пользование.
На основании приказа между заинтересованным лицом и ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" заключен договор от 15.04.2014 N 71п-2014/2015 безвозмездного срочного пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством.
На момент вынесения Министерством приказа от 09.04.2014 N 721 и заключения с ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" договора от 15.04.2014 N 71п-2014/2015 права третьих лиц на указанный земельный участок отсутствовали.
Из материалов дела следует, что 02.06.2014 произведена государственная регистрация права Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение временного объекта, общая площадь 3095 кв.м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 63-АМ N 125214 (т. 1 л.д. 87).
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что испрашиваемый земельный участок является разграниченным и принадлежит на праве собственности Самарской области, пришли к правильному выводу о том, что порядок предоставления таких земельных участков определен постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений относятся: предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Правительство Самарской области заявление о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка регистрируется в управлении делопроизводства и документооборота аппарата Правительства Самарской области и не позднее следующего дня передается в министерство имущественных отношений Самарской области для его проверки на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Заявитель вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в любой форме, предусмотренной соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги.
Пунктом 2.8 Порядка установлено, что распоряжение Правительства Самарской области о предоставлении земельного участка принимается губернатором - председателем Правительства Самарской области (лицом, его замещающим) единолично.
Таким образом, Министерство не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей не связанных со строительством.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО "Союз-А" не обращалось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в Правительство Самарской области, соответствующего поручения Министерству не давалось, суды пришли к правильному выводу о том, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции возвращает ООО "Союз-А" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по платежному поручению от 08.09.2015 N 87.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу N А55-24307/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Союз-А" (ОГРН 1026301509838) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 08.09.2015 N 87. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
...
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 ЗК РФ утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
...
На основании статьи 34 ЗК РФ, а также в соответствии с Порядком, ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" обратилось с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв.м., под размещение временного объекта.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф06-2015/15 по делу N А55-24307/2014