г. Казань |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А55-29049/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,
при участии представителей:
ответчика - Исаева В.Н. (доверенность от 05.08.2015),
третьего лица (Счетной палаты Самарской области) - Босовой И.П. (доверенность от 24.07.2015 N 25),
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-29049/2014
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области к государственному унитарному предприятию Самарской области "Купинское" (ОГРН 1086362000526) о взыскании задолженности,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Счетной палаты Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс", общества с ограниченной ответственностью "РЭСКО",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 удовлетворены исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Минсельхоз) к государственному унитарному предприятию Самарской области "Купинское" (далее - ГУП СО "Купинское") о взыскании задолженности в сумме 11 100 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Счетная палата Самарской области (третье лицо), ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) модернизации животноводческих комплексов (ферм) для содержания крупного рогатого скота молочного направления (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.04.2013 N 203, ГУП СО "Купинское" была предоставлена субсидия в размере 11 100 000 руб.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующего условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в представленных в соответствии с пунктом 8 Порядка документах, а также фактов неправомерного получения субсидий.
В соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области (далее - Счетная палата) на 2014 год, в период с 23.06.2013 по 20.10.2014 Счетной палатой было проведено контрольное мероприятие "Проверка отдельных финансово-хозяйственных операций и анализ эффективности деятельности ГУП СО "Купинское" в 2011-2013 годах и истекшем периоде 2014 года" (далее - проверка).
По результатам проведенной проверки Счетной палатой 10.11.2014 направлено представление в Минсельхоз с предложением направить в ГУП СО "Купинское" письменное требование о возврате в доход областного бюджета предоставленной субсидии в размере 11 100 000 руб., полученной с нарушением условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено предоставление субсидии получателям, осуществляющим строительство, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию животноводческих комплексов (ферм) для содержания крупнорогатого скота молочного направления, в размере 50% от суммы понесенных затрат, но не более 11 100,0 тыс. рублей в год на одного получателя.
В Минсельхоз, в соответствии с пунктом 8 Порядка, ГУП СО "Купинское" представлены документы на получение в 2012 году субсидии с целью возмещения затрат при строительстве 2 очереди фермы крупнорогатого скота (далее - КРС), в том числе договор строительного подряда от 17.08.2012 N 76 с обществом с ограниченной ответственностью "РЭСКО" на сумму 269 584,8 тыс. рублей; платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств на общую сумму 78 680,0 тыс. рублей (платежные поручения от 23.08.2012 N 465 (аванс по договору N 76), от 11.10.2012 N 540, от 26.10.2012 N 567, от 06.11.2012 N 578); акты о приемке выполненных работ формы КС-2 от 28.09.2012 N \9 2, 3 на общую сумму 22 715,0 тыс. руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1 на сумму 22 715,0 тыс. руб.; заявление о предоставлении субсидий от 26.11.2012 N 57; справка-расчет о причитающейся субсидии от 26.11.2012.
Согласно справке-расчету о размере субсидии, представленной ГУП СО "Купинское" в Минсельхоз, заявленная сумма возмещения затрат составила 11 100,0 тыс. руб.
На основании вышеуказанных документов и в соответствии с Порядком Минсельхозом перечислена субсидия ГУП СО "Купинское" в размере 11 100,0 тыс. рублей (платежное поручение от 10.12.2012 N 124).
В ходе проверки Счетной палатой установлено, что:
- операции по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3 и справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1 на сумму 22 715,0 тыс. руб., которые были представлены в Минсельхоз для получения субсидии, не отражены в бухгалтерском учете в нарушение пунктов 3 и 5 статьи 8 и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции, действующей до 01.01.2013) и статьи 12 раздела II Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н;
- представленные в Минсельхоз платежные поручения, а именно: от 23.08.2012 N 465 с назначением платежа - аванс по договору генерального подряда от 17.08.2012 N 76, на сумму 53 916,96 тыс. руб.; от 11.10.2012 N 540 с назначением платежа - выполненные работы согласно КС-3 ФЗ-1 от 10.10.2012 по договору от 17.08.2012 N 76, на сумму 11 352,82 тыс. руб.; от 26.10.2012 N 567 с назначением платежа - выполненные работы согласно КС-3 ФЗ-2 от 22.10.2012 по договору от 17.08.2012 N 76, на сумму 8410,1 тыс. руб.; от 06.11.2012 N 578 с назначением платежа - выполненные работы по договору от 17.08.2012 N 76, на сумму 5000,0 тыс. руб., не являются подтверждением оплаты за выполненные работы по справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1, представленной в Минсельхоз для получения субсидии, поскольку операции по вышеуказанным документам в бухгалтерском учете не отражены.
Кроме того, сравнительный анализ актов формы КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3, представленных в Минсельхоз на получение субсидии, с актами формы КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4, подтверждающими реальные расходы по строительству фермы КРС, показал следующее:
- из заявленных в актах от 28.09.2012 N 1, 2, 3 работ на сумму 22 715,0 тыс. руб. в актах от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4 отражены работы с идентичными видами, расценками и идентичными объемами (либо с меньшими объемами) только на сумму прямых затрат 7046,5 тыс. руб.;
- выявлены расхождения по видам и объемам работ, применяемым расценкам на сумму прямых затрат 9 098,1 тыс. руб.
Фактически выполнение работ на ферме КРС подтверждено актами о приемке выполненных работ КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4 на общую сумму 94 409,6 тыс. руб. и справкой о стоимости выполненных работ КС-3 от 22.10.2012 N ФЗ-1 на сумму 94 409,6 тыс. руб. Данные финансово-хозяйственные операции отражены в регистрах бухгалтерского учета и отчетности ГУП СО "Купинское" за 2012 год.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ГУП СО "Купинское" для получения субсидии на возмещение затрат в части расходов на выполнение работ по строительству фермы КРС представлены недостоверные сведения в документах, представленных в соответствии с пунктом 8 Порядка, что является нарушением условий, установленных пунктом 6 Порядка. На основании недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах, неправомерно предоставлена ГУП СО "Купинское" государственная поддержка в сумме 11 100,0 тыс. руб.
Минсельхоз в письмах от 25.07.2014 N МСХ-2-25/2396, от 30.07.2014 N МСХ-2-20/2437 представил в Счетную палату информацию о том, что ГУП СО "Купинское" обратилось с просьбой об аннулировании ранее направленных актов по форме КС-2 и справки по форме КС-3 от 30.09.2012 на сумму 22 715,0 тыс. рублей и замене их на акты по форме КС-2 и справку по форме КС-3 от 22.10.2010 на сумму 94 409,6 тыс. руб. (письмо от 30.07.2014 N 62). Министерством замена произведена. Причины замены (подмены) актов формы КС-2 и справки по форме КС-3 в названных письмах министерства не указаны. Действующим законодательством не предусмотрено аннулирование и замена (подмена) документов (актов, справок и иных документов) после получения субсидии
Суд признал, что факт обращения ГУП СО "Купинское" в министерство с просьбой замены документов подтверждает вывод Счетной палаты о представлении документов, содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 11 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 (десяти) дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или ее часть, полученную неправомерно.
Названные обстоятельства были учтены судом первой инстанции при отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционной коллегией при отмене решения суда первой инстанции указано на то, что ГУП СО "Купинское" подтвердило затраты на получение субсидии в полном объеме, поскольку стоимость фактически выполненных работ на объекте составила 92 264 366 руб. 77 коп., оплачено 92 344 000 руб., а для получения субсидии в размере 11 100 000 руб. достаточно подтвердить затраты в размере 22 200 000 руб.
Платежным поручением от 23.08.2012 N 465 был перечислен аванс на сумму 53 916 962 руб. по договору генерального подряда, в рамках которого производились работы и составлялись акты КС-2 от 28.09.2012 и КС-2 от 22.10.2012.
Акт по форме КС-2 от 22.10.2012 фактически включает в себя акт по форме КС-2 от 28.09.2012 и поэтому ГУП СО "Купинское" представило их в Минсельхоз в дополнение пакета документов, представленных ранее. Министерство приняло данный акт к сведению (аннулирования его не производилось).
Суд апелляционной инстанции не принял доводы Счетной палаты о том, что акт по форме КС-2 от 28.09.2012 не отражен в бухгалтерском учете, поскольку не отражение документа в бухгалтерском учете не влечет признания самого факта хозяйственной деятельности не имевшим место быть, также как и возможные ошибки и неточности в актах не влекут за собой признание всего акта недействительным (недостоверным).
Апелляционная коллегия признала, что:
- актом по форме КС-2 от 31.10.2014 N АКТ-1 кор. была произведена корректировка акта от 22.10.2012 N АКТ-1 (здание сухостойных коров и нетелей) на сумму 851 503 руб. 89 коп.;
- актом по форме КС-2 от 31.10.2014 N АКТ-2 кор. была произведена корректировка от 22.10.2012 N АКТ-2 (здание молодняка от 6 от 18 месяцев) на сумму 1 391 232 руб. 97 коп.;
- актом по форме КС-2 от 31.10.2014 N АКТ-4 кор. была произведена корректировка акта от 22.10.2012 N АКТ-4 (выгульные площадки) на сумму 30 763, 14 руб.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что стоимость фактически выполненных работ на объекте составила 92 264 366 руб. 77 коп., оплачено 92 344 000 руб.
Для получения субсидий ГУП СО "Купинское" были предоставлены необходимые документы в соответствии с установленным порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18.04.2012 N 203.
Согласно Сводному реестру платежных документов, полученные ГУП СО "Купинское" денежные средства обоснованы, освоены и использованы по целевому назначению на нужды сельхозпредприятия.
Вместе с тем, судами не дана правовая оценка следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Счетной палатой в ходе проверки установлено, что ГУП СО "Купинское" в проверяемом периоде из областного бюджета получило бюджетную инвестицию в форме вложения в капитальное строительство 2 очереди фермы КРС в размере 94 000 тыс. руб. и субсидию на возмещение затрат по строительству 2 очереди фермы КРС в размере 11 100 тыс. руб., т.е. при фактических расходах на строительство указанной фермы в размере 94 000 тыс. руб. из областного бюджета получено в связи с затратами на строительство 2 очереди фермы КРС 105 100 тыс. руб.
Названные обстоятельства отражены в представленном в материалы дела акте контрольного мероприятия от 20.10.2014 (т. 1, л.д. 32, 57).
В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующего условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в представленных в соответствии с пунктом 8 Порядка документах, а также фактов неправомерного получения субсидий.
В ходе проверки Счетной палатой установлено, что операции по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3 и справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1 на сумму 22 715,0 тыс. руб., которые были представлены в Минсельхоз для получения субсидии, не отражены в бухгалтерском учете в нарушение пунктов 3 и 5 статьи 8 и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции, действующей до 01.01.2013) и статьи 12 раздела II Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Вышеуказанные платежные поручения не являются подтверждением оплаты за выполненные работы по справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1, представленной в министерство для получения субсидии, поскольку операции по указанным документам в бухгалтерском учете не отражены.
Кроме того, сравнительный анализ актов формы КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3, представленных в Минсельхоз на получение субсидии, с актами формы КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4, подтверждающими реальные расходы по строительству фермы КРС, показал, что из заявленных в актах от 28.09.2012 N 1, 2, 3 работ на сумму 22 715,0 тыс. руб. в актах от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4 отражены работы отличающиеся по видам и объемам работ, применяемым расценкам на сумму прямых в размере 9098,1 тыс. руб., с идентичными видами, расценками и идентичными объемами (либо с меньшими объемами) только на сумму прямых затрат в размере 7046,5 тыс.руб.
На основании названных документов, содержащих недостоверные сведения была предоставлена государственная поддержка в сумме 11 100 тыс.руб.
На момент предоставления и перечисления министерством субсидии ГУП СО "Купинское" (ноябрь, декабрь 2012 года) в распоряжении должностных лиц министерства были только акты выполненных работ и справка на сумму 22 714 955 руб. 44 коп., не отраженные в бухгалтерском учете и содержащие расхождения по видам, объемам работ, применяемым расценкам на сумму прямых затрат в размере 9 098,1 тыс. руб. При этом в акты о выполненных работах по форме КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4 на сумму 535,4 тыс. руб. (с учетом расходов по налогам, сметной прибыли, накладных расходов в размере 775,3 тыс. руб.).
Судами не исследованы следующие доводы заявителя кассационной инстанции, приведенные им в ходе рассмотрения заявленных требований.
В документах (во всех актах выполненных работ формы КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4, справке о стоимости работ формы КС-3 от 22.10.2012 N ФЗ-1 на сумму 94 409,6 тыс. руб.), отраженных в регистрах бухгалтерского учета за 2012 год по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", которые в 2014 году представлены в министерство с целью аннулирования ранее представленных документов на получении субсидии, также отражены недостоверные сведения о выполнении работ по строительству фермы КРС на сумму 94 409,6 тыс. руб. (фактически не были выполнены работы на сумму 5283,36 тыс. руб., в том числе на дату их представления в министерство - 30.07.2014).
Федеральными законами от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не предусмотрены разные виды бухгалтерского учета: фактическое ведение и какое-либо другое. Бухгалтерский учет ведется путем отражения в регистрах бухгалтерского учета первичных учетных документов последовательно и в полном объеме.
Акты выполненных работ по форме КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3 на сумму 22 715,0 тыс. руб. отличаются от актов выполненных работ формы КС-2 от 22.10.2012 N 1, 2, 3, 4 на сумму 94 409,6 тыс. руб. на общую сумму 12 849,6 тыс. руб.:
1. по объемам работ (завышены объемы работ на сумму 2085,4 тыс. руб.), от указанных в актах формы КС-2 и справке формы КС-3, прошедших по бухгалтерскому учету;
2. по примененным расценкам на сумму 9988,9 тыс. руб., от указанных в актах формы КС-2 и справке формы Кс-3, прошедших по бухгалтерскому учету;
3. по видам работ (отсутствуют виды работ на сумму 775,3 тыс. руб.), от указанных в актах формы КС-2 и справке формы КС-3, прошедших по бухгалтерскому учету.
Акты формы КС-2 от 22.10.2012 на сумму 94 409,6 тыс. руб. фактически не включают в себя акты формы КС-2 от 28.09.2012 на сумму 22 715,0 тыс. руб., т.к. в них отражены разные виды, объемы, расценки работ.
Суды не установили, когда и каким объект капитального строительства, созданный за счет инвестиций из бюджета, был закреплен за ответчиком, правовые основания получения субсидий по строительству данного объекта.
При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства, имеющие значение для его рассмотрения, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным ими доказательствам, а также при правильном применении норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А55-29049/2014 отменить.
Направить дело в Арбитражный суд Самарской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки Счетной палатой установлено, что операции по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 28.09.2012 N 1, 2, 3 и справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1 на сумму 22 715,0 тыс. руб., которые были представлены в Минсельхоз для получения субсидии, не отражены в бухгалтерском учете в нарушение пунктов 3 и 5 статьи 8 и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции, действующей до 01.01.2013) и статьи 12 раздела II Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Вышеуказанные платежные поручения не являются подтверждением оплаты за выполненные работы по справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 30.09.2012 N ФЗ-1, представленной в министерство для получения субсидии, поскольку операции по указанным документам в бухгалтерском учете не отражены.
...
Федеральными законами от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не предусмотрены разные виды бухгалтерского учета: фактическое ведение и какое-либо другое. Бухгалтерский учет ведется путем отражения в регистрах бухгалтерского учета первичных учетных документов последовательно и в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2015 г. N Ф06-3934/15 по делу N А55-29049/2014