Косвенные налоги при переходе на упрощенную систему налогообложения
Предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми вопросами применения косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и налога с продаж) предприятиями - неплательщиками НДС (субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения).
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил право выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности: переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе.
Так, малые предприятия численностью до 15 человек имеют право перейти на упрощенную систему, освобождаясь при этом от всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них будет уплачиваться только один (единый) налог с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Согласно действующему налоговому законодательству субъект малого предпринимательства (малое предприятие), принявший упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарно-материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при изготовлении товаров (работ, услуг), относятся на издержки производства и обращения. Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), отражаются в учете по стоимости их приобретения, включая сумму уплаченного НДС.
В соответствии с п. 16 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" при реализации субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в расчетных и первичных документах суммы НДС выделятьcя не должны и соответственно покупатели этих товаров (работ, услуг) не имеют права на возмещение данного налога в связи с его отсутствием.
Поскольку данные субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками НДС, то они не должны составлять счета-фактуры при отгрузке своей продукции либо не должны включать в счета-фактуры суммы НДС.
Вместе с тем для малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
С введением налога с продаж у субъектов малого предпринимательства, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, также возник ряд вопросов о порядке применения данного налога. Рассмотрим некоторые из них. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на их территории.
При этом объектом обложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В целях применения налога с продаж к продаже за наличный расчет приравнивается продажа товаров (работ, услуг) населению с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц. К числу плательщиков налога с продаж относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы Закона, у субъектов малого предпринимательства (организаций и индивидуальных предпринимателей), применяющих упрощенную систему налогообложения, возникает вопрос о правомерности взимания с них налога с продаж. При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду следующее.
Действительно, согласно Федеральному закону N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов уплатой единого налога.
При введении налога с продаж на территории соответствующих субъектов Российской Федерации отменяется целый ряд местных налогов и сборов (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 150-ФЗ). Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и соответственно не являющиеся плательщиками местных налогов и сборов, взамен которых вводится налог с продаж, плательщиками этого налога не являются.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ применение ими упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты только подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
При этом от уплаты других налогов они не освобождаются. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога с продаж.
М. Хромова,
главный специалист
Департамента налоговой политики Минфина РФ
Выпуск АКДИ БП N 36, сентябрь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.