г. Казань |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А49-822/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - Нефедовой О.А. (доверенность от 01.10.2015),
третьего лица - Беловой Н.И. (доверенность от 16.03.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Кузнецка
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.05.2015 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А49-822/2015
по заявлению администрации города Кузнецка Пензенской области (ОГРН
1025800547563, ИНН 5803001681) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Кузнецка (ОГРН 1025800547937, ИНН 5803002050), об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Кузнецка Пензенской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным бездействия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), выразившиеся в невнесении в Государственный кадастр недвижимости сведений по территориальной зоне производственных объектов V класса опасности, сведения о которой были направлены обращением от 24.10.2014 N 2489, и обязании ответчика внести сведения в Государственный кадастр недвижимости по территориальной зоне производственных объектов V класса опасности в кадастровом квартале 58:31:0202112 согласно сведениям о местонахождении границ объекта землеустройства, содержащихся в карте (плане) от 25.09.2014 (том 1 л.д. 5-10).
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 10.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом города Кузнецка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом города Кузнецка просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.10.2014 Администрация обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением от 24.10.2014 N 2489 о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о территориальной зоне производственных объектов V класса опасности (производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур - П5) с приложением электронных носителей информации (том 1 л.д. 16-35).
Как следует из карты (плана) от 25.09.2014 (том л.д. 17-30) и схем землепользования (том 2 л.д. 120, 121), представленные в ФГБУ "ФКП Росреестра" сведения касаются одного из фрагментов территориальной зоны П5 (том 2 л.д. 121)
05 ноября 2014 года ФГБУ "ФКП Росреестра" запросила у заявителя дополнительные сведения обо всех территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки территории города Кузнецка Пензенской области, утв. решением Собрания представителей города Кузнецка Пензенской области от 27.10.2011 N 110-45/5 (том 1 л.д. 14-15).
Поскольку сведения о территориальной зоне П5, представленные с заявлением от 24.10.2014 N 2489, не были внесены в ГКН, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями, посчитав, что бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя (том 1 л.д. 5-10).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Администрация в ФГБУ "ФКП Росреестра" представила сведения в отношении одного контура территориальной зоны П5, то есть информацию, подлежащую внесению в ГНК в отношении территориальной зоны П5 не в полном объёме, с нарушением требований действующего законодательства. Руководствуясь нормами земельного законодательства, в частности статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно указали на то, что контуры территориальной зоны, не являются частями территориальной зоны и самостоятельными объектами землеустройства, а сведения о них не могут быть внесены в ГКН отдельно от сведений в отношении всей территориальной зоны, к которой они относятся.
Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, как индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В него включается также информация о субъектах прав на земельные участки (пункт 1 статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ территориальных зон.
При разрешении спора суды исходили из норм Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которыми обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства; лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Границы территориальных зон в соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью Правил землепользования и застройки.
В пределах территориальной зоны могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и пара метров.
Правилами землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области, утверждёнными Собранием представителей города Кузнецка Пензенской области от 27.10.2011 N 110-45/5, предусмотрено выделение на карте градостроительного зонирования одной территориальной зоны П5 с установленным для неё градостроительным регламентом (том 2 л.д. 91 -94).
На карте градостроительного зонирования территориальная зона П5 отражена в виде нескольких фрагментов в разных частях города. Подзоны для данной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки не установлены.
Учитывая изложенное, доводы Комитета по управлению имуществом города Кузнецка о том, что на карте градостроительного зонирования отражено несколько территориальных зон П5 с самостоятельными границами, противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки города Кузнецка Пензенской области, утверждёнными Собранием представителей города Кузнецка Пензенской области от 27.10.2011 N 110-45/5, в связи с чем, правомерно отклонен судами двух инстанций.
Как следует из материалов дела, заявителем в ФГБУ "ФКП Росреестра" были представлены сведения в отношении одного из фрагментов территориальной зоны П5.
Пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 (далее - Правила N 71) установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учёта документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 17 Правил N 71 обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящего Положения, карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Таким образом, в случае, когда территориальная зона представляет собой совокупность контуров, постановка её на кадастровый учёт должна производиться при предоставлении оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карт (планов) в отношении всей территориальной зоны в целом, то есть в отношении всех входящих в эту зону контуров.
Суды двух инстанций, исходили из того, что возможность внесения в ГКН выборочных или фрагментарных сведений о прохождении территориальных зон, то есть информации об отдельно взятых контурах территориальной зоны, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно письму Росреестра от 20.04.2015 N 19-исх/05586-см/15 контур территориальной зоны (в случае, если территориальная зона представлена фрагментарно, то есть отдельными контурами) не может рассматриваться как обособленный объект землеустройства, так как градостроительной документацией устанавливается правовой режим объектов недвижимости в пределах границ территориальной зоны без какой-либо дифференциации по контурам. В данном случае территориальная зона является одним объектом землеустройства, представленным совокупностью контуров.
Понятия контура и многоконтурности объекта землеустройства не является правовым понятием, и содержатся в документах, регламентирующих процедуру кадастрового чёта таких объектов. В письме Министерства экономического развития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 утверждены "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта многоконтурных земельных участков, осуществления такого учёта и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках". Пунктами 1 и 2 указанного документа установлены признаки многоконтурного земельного участка и дано понятие контура земельного участка.
Следовательно, отдельный контур территориальной зоны не может рассматриваться как объект землеустройства, поскольку градостроительной документацией правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны установлен без какой-либо дифференциации по контурам.
В связи с чем суды правомерно пришли к выводу о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали законные основания для внесения в ГКН сведений на основании обращения заявителя от 28.10.2014 N 2489.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А49-822/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Росреестра от 20.04.2015 N 19-исх/05586-см/15 контур территориальной зоны (в случае, если территориальная зона представлена фрагментарно, то есть отдельными контурами) не может рассматриваться как обособленный объект землеустройства, так как градостроительной документацией устанавливается правовой режим объектов недвижимости в пределах границ территориальной зоны без какой-либо дифференциации по контурам. В данном случае территориальная зона является одним объектом землеустройства, представленным совокупностью контуров.
Понятия контура и многоконтурности объекта землеустройства не является правовым понятием, и содержатся в документах, регламентирующих процедуру кадастрового чёта таких объектов. В письме Министерства экономического развития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 утверждены "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта многоконтурных земельных участков, осуществления такого учёта и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках". Пунктами 1 и 2 указанного документа установлены признаки многоконтурного земельного участка и дано понятие контура земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф06-3057/15 по делу N А49-822/2015