г. Казань |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А57-27481/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2015 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Грабко О.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-27481/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская ЖЭК-1" с участием администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Волжская жилищно-эксплуатационная компания - 1" (далее - ООО "УК Волжская ЖЭК-1", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов", администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по адресам в г. Саратове: ул. Волжская, д. 19, ул. Московская, д. 48, ул. Московская, д. 56, ул. Первомайская, д. 12, ул. Соборная, д. 1, ул. Соборная, д. 32, ул. Соляная, д. 26Б, ул. Соляная, д. 31, ул. Чернышевского, д. 144, ул. Чернышевского, д. 144 Б, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 2, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 6, об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по указанным адресам.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015, признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по адресам в г. Саратове: ул. Волжская, д. 19, ул. Московская, д. 48, ул. Московская, д. 56, ул. Первомайская, д. 12, ул. Соборная, д. 1, ул. Соборная, д. 32, ул. Соляная, д. 26Б, ул. Соляная, д. 31, ул. Чернышевского, д. 144, ул. Чернышевского, д. 144 Б, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 2, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 6, суд обязал орган местного самоуправления установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по указанным адресам.
Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "УК Волжская ЖЭК-1" отказать.
Податель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом отметил, что управляющая компания в администрацию с заявлением об установлении платы для нанимателей не обращалась. В связи с чем со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие. Также указал, что администрация в данном случае является ненадлежащим ответчиком.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу ООО "УК Волжская ЖЭК-1" с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласно, считает, что вынесенные судебные акты являются законными и обоснованными. Указывает, что кассационная жалоба по настоящему делу не содержит никаких доводов и доказательств, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в вынесенных судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами нижестоящих инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управлении ООО "УК "Волжская ЖЭК - 1" находятся многоквартирные жилые дома, расположенными по следующим адресам в г. Саратов, ул. Волжская, д. 19, ул. Московская, д. 48, ул. Московская, д. 56, ул. Первомайская, д. 12, ул. Соборная, д. 1, ул. Соборная, д. 32, ул. Соляная, д. 26Б, ул. Соляная, д. 31, ул. Чернышевского, д. 144, ул. Чернышевского, д. 144 Б, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 2, ул. Чернышевского, д. 157, корп. 6.
Собственниками помещений указанных многоквартирных домов приняты решения об утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, оформленные протоколами общих собраний, копии которых ООО "УК Волжская ЖЭК - 1" письмом от 04.07.2014 N 213 были направлены в администрацию Волжского района для подготовки и принятия постановления об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в указанных многоквартирных домах.
10.10.2014 управляющая компания обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении копий постановлений администрации об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по вышеуказанным адресам.
Однако по указанному заявлению администрация не приняла никакого решения, в связи с чем заявитель, полагая, что в данном случае имеется бездействие, которое выразилось в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по вышеуказанным адресам, а также нарушает права и законные интересы управляющей компании, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, оценив материалы и обстоятельства дела, пришли к выводу об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций по следующим основаниям.
Согласно статьям 198, 200, 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно - правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно статье 33 Устава МО "Город Саратов" администрация города является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. При этом в соответствии со статьей 34 Устава МО "Город Саратов" структура администрации города представляет собой перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 03.11.2006 N 11-77 "О структуре администрации муниципального образования "Город Саратов" в структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города, к числу таких подразделений относятся администрация Волжского района МО "Город Саратов", а также Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов".
С учетом вышеуказанных норм следует, что наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
Согласно решению Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-249 "О наделении полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" администрация МО "Город Саратов" наделена полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанного решения администрация МО "Город Саратов" обязана устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, в случае, если собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как следует из материалов дела, управляющая компания обращалась за утверждением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "Волжская ЖЭК-1", для взимания платы с населения, а именно, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Однако, администрацией требования, обозначенные в поданном заявлении, не выполнены, заявление от 10.10.2014 по существу не рассмотрено, меры к установлению размера указанной платы не приняты, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда не установлен. Кроме того, данное обстоятельство администрацией не оспаривается.
Согласно постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.04.2011 N 759 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.12.2009 N 1548" ответственными за подготовку проектов постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, определены администрации районов МО "Город Саратов".
Согласно пункту 3 вышеуказанного постановления администрации районов МО "Город Саратов" подготовленные проекты постановлений администрации МО "Город Саратов" впоследствии направляют на согласование председателю Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов". После согласования проект постановления об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в этих многоквартирных домах, направляется главе администрации МО "Город Саратов" на подписание. После подписания этого акта главой администрации данное постановление вступает в законную силу в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено материалами дела, администрация Волжского района МО "Город Саратов" подготовила проект постановления "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда" и направила его на согласование в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству. Данный проект был возвращен в администрацию Волжского района МО "Город Саратов" без согласования в связи с отсутствием расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В связи с чем администрация Волжского района МО "Город Саратов" обратилась в управляющую организацию с требованием о предоставлении расчета размера платы содержания жилья и ремонта общего имущества в соответствии с действующим законодательством, на которое ООО "УК "Волжская ЖЭК-1" направило в адрес администрации Волжского района МО "Город Саратов" структуру тарифа по статье "содержание жилья" по данным многоквартирным жилым домам, что подтверждается письмом от 17.10.2014 N 309 и структурой тарифа.
Следовательно, поскольку администрация не исполнила обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда, предусмотренную частью 3 статьи 156 ЖК РФ, данное неисполнение обязанности является бездействием со стороны администрации.
Также необходимо отметить, что суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что такое бездействие нарушает права управляющей компании в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает ее возможности надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда и взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и получать доход от предпринимательской деятельности. Более того, самостоятельное установление тарифов за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией является неправомерным и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, а также положений действующего законодательства, суды правомерно пришли к выводу, что управляющая компания надлежащим образом, с учетом вышеперечисленного законодательного порядка и к надлежащему ответчику обратилась с заявлением об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. В связи с чем довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу отклоняется судом.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебной коллегией кассационной инстанции неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений в применении норм процессуального права не установлено.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены принятых по делу судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу N А57-27481/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено материалами дела, администрация Волжского района МО "Город Саратов" подготовила проект постановления "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда" и направила его на согласование в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству. Данный проект был возвращен в администрацию Волжского района МО "Город Саратов" без согласования в связи с отсутствием расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В связи с чем администрация Волжского района МО "Город Саратов" обратилась в управляющую организацию с требованием о предоставлении расчета размера платы содержания жилья и ремонта общего имущества в соответствии с действующим законодательством, на которое ООО "УК "Волжская ЖЭК-1" направило в адрес администрации Волжского района МО "Город Саратов" структуру тарифа по статье "содержание жилья" по данным многоквартирным жилым домам, что подтверждается письмом от 17.10.2014 N 309 и структурой тарифа.
Следовательно, поскольку администрация не исполнила обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда, предусмотренную частью 3 статьи 156 ЖК РФ, данное неисполнение обязанности является бездействием со стороны администрации.
Также необходимо отметить, что суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что такое бездействие нарушает права управляющей компании в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает ее возможности надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда и взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и получать доход от предпринимательской деятельности. Более того, самостоятельное установление тарифов за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией является неправомерным и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф06-3316/15 по делу N А57-27481/2014