г. Казань |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А06-538/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии:
заявителя - Егоровой А.П. - директор (паспорт),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2015 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-538/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна N 27", г. Ахтубинск Астраханской области, к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань, о признании недействительным решения от 31.10.2014 N 2,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна N 27" (далее - ООО "ПМК-27", общество, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Астраханское региональное отделение ФСС РФ, учреждение) о признании недействительным решения от 31.10.2014 N 2.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Астраханское региональное отделение ФСС РФ с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом учреждение полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного социального страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не распространяют свое действие на правоотношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По мнению учреждения, спорные договоры являются трудовыми и акты сдачи-приемки работ в рамках проведения Астраханским региональным отделением ФСС РФ камеральной проверки страхователем не были представлены. Также учреждение ссылается на то, что в резолютивной части постановления от 26.08.2015 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд оставляет без изменения решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.06.2015, в том время как обжалуемое решение вынесено 05.06.2015 Арбитражным судом Астраханской области.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ПМК-27" возражает против доводов учреждения и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя Астраханского регионального отделения ФСС РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 10.09.2014 по 18.09.2014 Астраханским региональным отделением ФСС РФ проведена камеральная проверка уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2010 по 31.12.2013.
По результатам проверки 24.09.2014 составлен акт проверки N 97, в котором зафиксированы факты правонарушений - неуплата страховых взносов по договорам гражданско-правового характера.
Астраханским региональным отделением ФСС РФ принято решение от 31.10.2014 N 2 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и отказе во внесении корректировок сумм уточненных расчетов за период с 2010 по 2013 годы, ведущих к уменьшению страховых взносов за указанный период.
Полагая, что указанные ненормативные акты учреждения являются незаконными, нарушают права и интересы хозяйствующего субъекта, ООО "ПМК-27" оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 статьи 5 названного Федерального закона, суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что под объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Как следует из материалов дела, ООО "ПМК-27" в проверяемый период заключались договоры подряда.
Из анализа статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих основные элементы (признаки) трудового договора и договора подряда, позволяющие отличить трудовой договор от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, в том числе договора подряда, следует, что при осуществлении работ по трудовому договору правовой регламентации подлежит сам процесс труда и условия, в которых этот процесс осуществляется. При этом достижение того или иного конкретного результата в процессе выполнения трудовой функции не является целью трудового договора и не прекращает его действие в связи с достижением этого результата.
Суды пришли к правильному выводу о том, что названным договорам не присущи элементы трудового договора, так как в них отсутствуют условия, обязывающие исполнителей соблюдать определенный режим работы и отдыха, подчиняться распоряжениям общества. Представленные договоры подряда не предусматривали подчинение заключивших их граждан внутреннему трудовому распорядку, отсутствуют положения о дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по договорам.
При этом судами выявлено, что объем работ по соответствующим договорам устанавливался нарядом на работы, в котором отражались сроки выполнения работ, расценки на выполненные работы, оплата за работу производилась на основании этих нарядов, ее размер устанавливался в зависимости от объема работ, который в различные периоды менялся.
Довод учреждения о том, что акты сдачи-приемки работ не были предметом исследования в рамках камеральной проверки, а были представлены страхователем лишь в суд, правомерно отклонен судами, поскольку обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного решения, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, и статьей 37 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Таким образом, поскольку Астраханское региональное отделение ФСС РФ не доказало тот факт, что спорные договоры подряда фактически являются трудовыми договорами, заявитель правомерно произвел корректировку по страховым взносам с выплат по гражданско-правовым договорам.
Довод учреждения о том, что в акте камеральной проверки указаны все обстоятельства, на основании которых Астраханским региональным отделением ФСС РФ сделан вывод о наличии в представленных страхователем договорах признаков трудовых отношений, правомерно отклонен судами ввиду следующего.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 29 названного Закона). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В статье 34 Закона N 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а в статье 39 - порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, как правильно отметили суды, предусмотренная Законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Отражение в акте камеральной проверки конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта проверки от 24.09.2014 N 97, решения от 31.10.2014 N 2 не изложены обстоятельства, выявленные в ходе проверки, не указано, в отношении каких работников страхователем представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, то есть обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и основания отказа во внесении корректировок не изложены.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие в акте проверки и оспариваемом решении надлежащего отражения сведений об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о социальном страховании, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, что является важной гарантией прав страхователя, установив, что учреждением в нарушение положений статьи 39 Закона N 212-ФЗ правомерность привлечения страхователя к ответственности не доказана, суды правомерно признали оспариваемое решение недействительным.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 исправлена опечатка, допущенная в наименовании суда первой инстанции в резолютивной части полного текста постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А06-538/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта проверки от 24.09.2014 N 97, решения от 31.10.2014 N 2 не изложены обстоятельства, выявленные в ходе проверки, не указано, в отношении каких работников страхователем представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, то есть обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и основания отказа во внесении корректировок не изложены.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие в акте проверки и оспариваемом решении надлежащего отражения сведений об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о социальном страховании, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, что является важной гарантией прав страхователя, установив, что учреждением в нарушение положений статьи 39 Закона N 212-ФЗ правомерность привлечения страхователя к ответственности не доказана, суды правомерно признали оспариваемое решение недействительным.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 исправлена опечатка, допущенная в наименовании суда первой инстанции в резолютивной части полного текста постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3388/15 по делу N А06-538/2015